Белинский и запад

Ф Головенченко| опубликовано в номере №504, май 1948
  • В закладки
  • Вставить в блог

Великий русский критик Виссарион Григорьевич Белинский жил и творил в тяжёлую эпоху крепостного права 30 - 40 - х годов прошлого столетия. Он выступил после подавления восстания декабристов, когда пятеро из них были повешены, а многие сосланы на каторгу. Николаевский режим торжествовал победу, но эта победа была временной. В народе зрела мысль о свободе, росла и крепла мечта о свержении крепостного гнёта и самодержавного режима. Историческая заслуга Белинского состоит в том, что он явился одним из ранних зачинателей революционно - демократического движения в России и оказал огромное влияние на передовых деятелей своего времени и последующих 60 - х годов, пробуждая политическое самосознание в народе и воспитывая молодое поколение в революционном духе. Его интерес к литературе определялся тем огромным значением, которое она имела для общественной жизни. Только в одной литературе, как указывал сам критик, несмотря на «татарскую» цензуру, выражалась народная жизнь и движение вперёд. Понятно, что литературная критика в таких условиях становилась для него могучим средством пропаганды революционных идей.

Белинский, страстная натура борца, сконцентрировал в себе и ярко выразил с большой силой и проникновением глубокие думы и свободолюбивые настроения русского народа. Борьба против крепостного строя и самодержавия была смыслом всей деятельности великого критика. Он пропагандировал идеи материализма и социализма, ратовал за установление демократической народной республики, крепко веря в то, что только при социализме наступит равенство и счастье для трудового человека, только при социализме улучшится материальное благосостояние народа. Разрешая эти важнейшие вопросы, великий демократ откликался и на тему о Западе. В период 30 - 40 - х годов XIX века эта тема волновала передовых русских деятелей в связи с вопросом о развитии России, в связи с обсуждением того, как и по каким путям будет развиваться её жизнь. Среди русских либералов - дворян было немало слепых поклонников Запада. Они раболепно копировали дворянско - буржуазную культуру, высокомерно и презрительно относясь к своей стране, к своему народу и культуре, созданной на родной почве. Белинский как истинный патриот не мог пройти мимо этого позорного явления и уже в первой статье «Литературные мечтания» поставил вопрос о самостоятельном национальном развитии русской культуры, созданной нашими трудами, взращённой на родной почве. Он тогда уже мечтал о создании великой русской литературы, которая приобретёт всемирное значение. «Мы будем иметь свою литературу, - писал критик, - явимся не подражателями, а соперниками европейцев».

Статьи Белинского дышали благородным негодованием против тех людей, кто не верил в творческие силы своего народа. Как истинный патриот, он неустанно подчёркивал, что Россия должна развиваться «самобытно из самой себя». Он говорил, что давно пора «перестать восхищаться европейским потому только, что оно не азиатское». Он резко осудил своего друга, писателя и публициста В. П. Боткина за раболепное преклонение перед Западом: «Боткин съездил в Европу и познакомился с нею, как скиф: заразился европейским развратом».

К буржуазной Европе и Америке Белинский относился отрицательно. В статье «Ничто о ничем» за 1835 год он говорил о ложной американской буржуазной демократии и ничтожности её буржуазной культуры. Он писал: «Пусть процветает в Северо - Американских Штатах гражданское благоденствие... Я презираю это благоденствие, я не уважаю этой цивилизации, я не верю этой нравственности, потому что это благоденствие искусственно, эта цивилизация бесплодна, эта нравственность подозрительна».

Хотя Белинский и видел, что капитализм неизбежно будет развиваться в России и придёт на смену крепостническому строю, но не переставал говорить о том, что этот строй ни в России, ни на Западе, ни в Америке и Азии не будет отвечать интересам трудового народа. В рецензии на сочинения В. Ф. Одоевского он писал об ужасах царствующей в Европе нищеты, писал о страшном положении рабочего класса, умирающего с голоду в кровожадных, разбойничьих когтях фабрикантов и разного рода подрядчиков и собственников. «Да, ужасно в нравственном отношении состояние современной Европы», - заключал критик.

Эти мысли нашли дальнейшее развитие в рецензии на роман Эжена Сю «Парижские тайны». Критик беспощадно разоблачал буржуазию, показывая картины разврата и преступлений в буржуазном обществе, где высшим, универсальным мерилом гения и таланта стали деньги. Он раскрывает бесправное положение французских пролетариев, на которых собственники смотрели, как плантаторы на негров.

Великий демократ видел только один выход из тяжёлого положения - выход в революции и социализме. «Я сказал, - писал он Боткину в декабре 1847 года, - что не годится государству, быть в руках капиталистов, а теперь прибавлю: горе государству, которое в руках капиталистов, это люди без патриотизма, без всякой возвышенности в чувствах. Для них война или мир значат только возвышение или упадок фондов - далее этого они ничего не видят. Торгаш есть существо по натуре своей пошлое, дрянное, низкое и презренное... Он свирепее зверя, неутомимее смерти, он пользуется всеми средствами: детей заставляет гибнуть в работе на себя, прижимает пролетария страхом голодной смерти (т. е. сечёт его голодом, по выражению одного русского помещика, с которым я встретился в путешествии), снимает за долг рубище с нищего, пользуется развратом, служит ему, и богатеет от бедняков».

Гниющему буржуазному Западу он противопоставлял здоровые революционные начала русского народа. В беседе с профессором Грановским он с гордостью говорил, что Россия лучше сумеет разрешить социальный вопрос и покончить с капиталами и собственностью, чем Европа. Хотя социализм Белинского носил утопический характер и он не мог видеть внутри капитализма тех движущих сил, которые могли привести к свержению буржуазии, но он считал, что переход к социализму осуществится не мирным путём, путём пропаганды, а придёт только через переворот, через революцию. Он верил, что русский народ, освободившись из - под гнёта крепостного рабства и самодержавия, создаст свободное государство, которое займёт руководящее место среди государств мира. «Завидуем внукам и правнукам нашим, - писал он, - которым суждено видеть Россию в 1940 году, - стоящею во главе образованного мира, дающею законы и науке, и искусству и принимающею благоговейную дань уважения от всего просвещённого человечества».

Подтверждение своей веры Белинский находил в талантливости, смелости и героизме русского свободолюбивого народа. «Я душевно люблю русский народ, - признавался он, - и почитаю за честь и славу быть ничтожной песчинкой в его массе».

Как истинный патриот и революционер - демократ, он радовался успехам своего народа и его литературы. Горячей любовью к родному народу и русской литературе овеяны его статьи о Пушкине, Гоголе, Лермонтове, Кольцове, Герцене, Тургеневе. Он приветствовал молодые дарования, видя в них отражение талантливости своего народа.

Наш советский народ глубоко хранит память о Белинском - великом патриоте и предшественнике коммунизма в России.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены