Памятные места

Б Земенков| опубликовано в номере №504, май 1948
  • В закладки
  • Вставить в блог

В сентябре 1832 года Белинский покинул стены университета. Он оказался в буквальном смысле слова на улице.

Для юноши начались годы скитаний по дешёвым квартиркам Москвы, поиски грошовых уроков и мелкой журнальной работы. Лишь в 1834 году Белинский почувствовал себя более или менее устойчиво на ногах. Сблизившись с профессором Надеждиным, издававшим журналы «Телескоп» и «Молва», он делается его постоянным сотрудником. «Живу я теперь на Тверской улице, - писал в эти годы Белинский, - почти против дома генерал - губернатора, в мезонине, который составляет собой 3 - й этаж огромного дома Варьгина».

Дом Варьгна до нас не сохранился. До реконструкции улицы Горького он занимал пространство от площади Моссовета до улицы Немировича - Данченко.

Жизнь центральной артерии Москвы проходит здесь перед глазами Белинского. Начавшаяся работа в «Молве» и «Телескопе» обещала ему материальную устойчивость. «Я вне себя от восхищения, что нанял квартиру, - писал он матери, - ...теперь я начинаю дышать посвободнее, начинаю отдыхать от тяжелой ноши горестей и беспрерывных бед...»

Старые фотографии, чертежи этого дома в Строительном архиве Москвы дали мне возможность проследить историю этого строения и восстановить его в том виде, каким он был, когда здесь жил великий критик.

В 1836 году за публикацию «Философического письма» Чаадаева журналы Надеждина были закрыты. Белинский вновь скитается по московским трущобам.

С каждым днём всё труднее становится найти в Москве литературную работу. В 1838 году издатель Степанов привлекает Белинского к руководству выпускаемого им журнала «Московский наблюдатель». Но дела журнала идут плохо, и Степанов задерживает даже ту скудную плату, которую обязался платить. Аксаков устраивает Белинского учителем в Межевой институт, где Белинский получает квартиру с «дровами и свечами казёнными». Однако в Петербурге не утверждают Белинского в должности учителя русского языка, и он вынужден покинуть и этот кров.

Всё чаще Белинский задумывается о переезде в столицу. С горечью он пишет Панаеву: «...в Москве нечем мне жить: в ней, кроме любви, дружбы, добросовестности, нищеты и подобных тому непитательных блюд, ничего не готовится. Мне надо ехать в Питер». В апреле 1839 года Панаев приезжает в Москву, откуда уезжает в октябре вместе с Белинским, получившим через него предложение вести критический отдел петербургского журнала «Отечественные записки»...

Спустя четыре года Белинский посетил Москву. По приезде в город он первым долгом навестил Герцена в его усадьбе Покровское - Засекино.

Покровское - Засекино - одна из ценнейших подмосковных усадеб. Вернувшись из ссылки, Герцен жил здесь в 1843 - 1844 годах и работал над своими замечательными «Письмами об изучении природы». Грановский, друг Герцена Кетчер, великий актёр Щепкин, Корш были обычными гостями Покровского.

Время многое изменило здесь. Не сохранились строения фабрики купца Малькова, упоминаемые Герценом; нет пруда, описанного в «Былом и думах», на холме, перед которым стоит усадебный дом; сильно поредели леса, где так любил собирать грибы Щепкин, уходя ещё с ночи с фонарём.

Но приехав в эти места и бродя здесь с томиками воспоминаний современников, внимательно вчитываясь в их описания, расспрашивая старожилов, я смог воссоздать облик этой замечательной литературной усадьбы в том виде, в каком её видел Белинский.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены