Достаточно вспомнить эпизод, когда Саша только что вернулся из армии. Разве он похож, скажем, на рабочего Эдди Мольда из повести Пристли «Трое в новых костюмах»? Разве Саша возвратился к разбитому корыту? Напротив. Дома всё хорошо. Мать стала общественницей, сестра устроена, её сын Мишка ходит в детский сад. Государство позаботилось о том, чтобы сохранить семью советского воина. И вот Саша, которому на первых порах скучно без работы, становится рабочим, начинает учиться, становится техником... В этом образе показаны пути молодого советского человека. Родина ему говорит: ты свободен в своём жизненном выборе; работай, учись, совершенствуйся.
Третьим человеком в серой шинели является инвалид Отечественной войны Михаил Чемезов. Он на грани смерти, но, несмотря на большую психическую травму, Чемезов нашёл в себе силу остаться в жизни «гвардии рядовым».
Таковы эти люди - три молодых советских человека, трое из многих миллионов советских юношей.
В повести плохо, очень схематично показана роль партийной организации в жизни университета. Фёдор Карпенко слишком бесцветен. Автор не показал роли партийной организации в политической жизни.
Но в общем, автор правильно подошёл к изображению нашего советского студенчества. Он показал, что основа его жизни - это слияние личных интересов с общественными. Вот что для нашего студенчества важнее всего.
Добровольский поставил перед собой большую и почётную задачу - раскрыть образ молодого советского человека, передового человека нашего времени.
Не всё в повести одинаково хорошо удалось автору. Большинство персонажей, за исключением Виктора Черкашина, нарисованы очень схематично.
Но образ Черкашина показан довольно полно. Он ведущая сила в повести, человек, воспитавший в себе лучшие черты советского молодого поколения: идейность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели, бодрость, веру в собственные силы.
Говорят, что о любви в повести сказано не то, что надо, и не так, как надо. Критик Резник за это, как известно, обрушился на Добровольского и назвал Черкашина безыдейным, бесцельным человеком. За что? За то, что Черкашин борется со своими желаниями, за то, что на протяжении всей войны он сохранил свои чистые чувства к Тамаре, не переставал мечтать, любить её и думать о ней. Что же тут неправильного, противоестественного?
Любовь и постоянство Черкашина - это чувства настоящего советского человека, сильного, мужественного, цельного.
Черкашин неотделим от коллектива. Он живёт в коллективе и для коллектива. Надо приветствовать хорошее намерение автора показать, как человек, имеющий цель в жизни, обладающий силой воли, знанием жизни, становится вожаком, авторитетом в коллективе и облагораживающе влияет на других.
Некоторые считают, что Майя в повести лишняя. Это не так. Может быть, автору следовало бы полнее раскрыть этот образ. Но на наших глазах происходит закономерное и оправданное перевоспитание Майи.
Под благотворным влиянием коллектива она растёт, её внутренний мир беспрерывно обогащается. Несомненно, если и дальше влияние коллектива не ослабнет, Майя займёт своё место в жизни.
Даёт ли повесть Добровольского нам что - то новое? Да, несомненно! Можно спорить, можно не соглашаться с некоторыми образами, можно, наконец, указать на несомненные недостатки и срывы в произведении (что, вероятно, следует отнести за счёт молодости и недостаточной ещё литературной опытности молодого автора). Но бесспорно то, что Добровольский сумел нарисовать действительный кусочек жизни советской молодёжи, сумел создать образы настоящих, живых людей, стремящихся помочь своей Родине.
Нам, албанским студентам, обучающимся в советском университете, было очень интересно увидеть в повести Добровольского жизнь советских людей, жизнь советских студентов. И мы получили то, чего хотели. Повесть Добровольского нам понравилась.
Некоторые наши студенты - албанцы учились в других странах, например, в Италии. Они узнали жизнь зарубежных студентов. Типичные черты этих людей - беспринципность, неуверенность и, что особенно характерно для буржуазного общества, бесперспективность.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.