Это было очень давно. В первый рейс вышла новая американская яхта «Звезда моря». Она никогда больше не вернулась в порт: яхта рассыпалась на части вблизи кораллового острова, на котором едва спаслась её команда. Корпус «Звезды моря» был сделан из листов особого сплава, склёпанных медными заклёпками. Строителя яхты судили и хотели лишить прав строить морские корабли. Но он не был виноват, потому что тогда ещё никто не знал, какие быстрые разрушительные процессы идут в разных металлах, соединённых вместе, если они попадают в морскую воду...
Коррозия металлов приобрела особое значение в наше время, когда чуть ли не каждый день появляются новые сплавы. У нас непрерывно растёт выпуск новых машин и других металлических изделий, и спасение от коррозии каждого килограмма железа, меди, алюминия и т. д. представляет собой одну из важнейших задач. Члену - корреспонденту Академии наук СССР Г. В. Акимову, выдающемуся специалисту в области борьбы с коррозией, двадцать лет назад было поручено найти средство для продления жизни алюминиевых сплавов, из которых делались гидросамолёты, глиссеры. Много разных опытов было тогда сделано учёным, и оказалось, что коррозию можно «обмануть», дав ей приманку из другого металла, помещённого по соседству с металлом, который надо защитить. Так, например, маленький кусочек цинка защищает в морской воде шестиметровую клёпаную полосу дюралюминия. В течение долгих дней она остаётся блестящей, как новая, потому что коррозия обрушивается на цинк.
Г. В. Акимов свои работы по защите сплавов основывает на взаимоотношениях металла и той особой среды, в которой этот металл должен работать. Это помогло учёному дать правильные методы для выбора сплавов для самолётов и химической аппаратуры. Для мощных авиационных моторов в годы войны был создан новый сплав, не боящийся коррозии. В 1945 году Г. В. Акимов вместе с группой инженеров, работавших над этим сплавом, получил Сталинскую премию.
Особой заслугой Г. в. Акимова и его сотрудников является разработка новых способов исследования сплавов Он начал их изучение как сложных электрических систем со многими электродами. В электрохимии до работ Г. В. Акимова не рассматривались гальванические системы более чем с двумя электродами. Пользуясь микроскопом и тончайшей измерительной аппаратурой, Г. В. Акимов впервые в мире дал точный способ определения скорости коррозии при помощи электрических измерений.
На основании опытов в лаборатории Г. В. Акимова найдены сплавы, не боящиеся соляной, фтористо - водородной кислот и смесей кислот, действующих особо разрушительно на металлы.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.