От ученика – к учителю

Ю Новикова| опубликовано в номере №519, январь 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

Недавно нам попало в руки письмо одной молодой учительницы. Она писала о своём первом уроке:

«Я раньше, чем нужно, пришла в школу, ещё пустую. Прорепетировала вход в класс, продумала ещё глубже каждую деталь урока и стала ждать детей. Сейчас начнётся мой первый урок, я буду преподавать в школе, в которой не так давно училась сама. Три года назад меня звали в этой деревне просто Валя, а теперь я Валентина Дмитриевна, учительница, на которую с любопытством и ожиданием устремлены десятки детских глаз.

Сумею ли я оправдать эти ожидания? Сумею ли стать «настоящей учительницей»? Ведь в это понятие вложено так много!...»

Это взволнованное письмо не раз приходило нам на память во время бесед с учащимися педагогического училища города Александрова.

Их 216 человек-юношей и девушек, по большей части девушек, окончивших семилетку в сельских школах. Из деревни Старинки, из села Романовского, из далёкого Кержицкого района съехались они сюда, чтобы через 4 года вернуться в родные колхозы или поехать в далёкие сёла и города учителями начальных школ, то есть не только знающими специалистами, но гармонически развитыми людьми, способными ответить на все запросы ребёнка, разбудить в нём общественные интересы, воспитать из него достойного члена коммунистического общества.

И мы постарались взглянуть на учащихся Александровского педучилища требовательными глазами их будущих учеников. Что принесут они в школу? Какие качества учителя воспитывают они в себе?

Мы говорим здесь именно о самовоспитании. Учебная программа педучилища довольно обширна, при этом будущие учителя проходят каждый предмет со своей, профессиональной точки зрения, учатся преподавать его. Кроме русского языка, литературы, математики, истории и других дисциплин они изучают также и сельское хозяйство. Они учатся петь, рисовать, играть на рояле, скрипке и других инструментах. Частые лекции на самые разнообразные темы дают им возможность быть в курсе общественной и политической жизни.

Но четыре года - не такой уж большой срок для воспитания учителя из ученика. И многое может быть достигнуто лишь в том случае, если ученики будут всеми мерами помогать педагогам, если они будут пополнять знания, полученные в классах, сведениями и практическими навыками, которые можно приобрести только в общении с жизнью и друг с другом, в научных кружках и книгах, не входящих в программу.

Вот нас-то и интересовало, как готовятся сами учащиеся к своему первому уроку, как они работают над собой и помогают своим товарищам.

При училище довольно много научных кружков, и все они достаточно многочисленны.

Но, разумеется, из всех кружков наибольший интерес возбуждает тот, что посвящен самой важной для будущих учителей науке-педагогике. На работе этого кружка хочется остановиться особо. Безусловной заслугой кружковцев надо считать издание регулярного журнала «Путь к учёбе». Перелистывая его страницы, мы знакомимся с общественной жизнью училища.

Вот короткий рассказ секретаря комсомольской организации Клавдии Скопиной о том, как она работала вожатой в базовой школе. Это очень важная область работы комсомольцев педучилища.

Просматривая дальнейшие номера журнала, мы узнаём, что Юля Ливанова - не только любимая детьми вожатая и деятельный член профкома, она также отличный гимнаст и инструктор физкультуры.

Вообще Александровское педучилище может гордиться своими физкультурниками. Едва переступив порог зала, вы видите красочные стенды с фотографиями лучших физкультурников - членов спортивного общества «Большевик». В кабинете директора Владимира Бенедиктовича Петрова на почётном месте стоит хрустальный сосуд - переходящий кубок городского Комитета по делам физкультуры я спорта, недавно завоёванный училищем. «Книга рекордов» не вмещает грамот, полученных местными гимнастами, легкоатлетами и фехтовальщиками. По физкультуре и спорту Александровское педучилище заняло третье место в области.

В училище пять физкультурных секций: гимнастики, легкой атлетики, фехтования, игровая, шахматно-шашечная. И преподаватель Николай Кириллович Коробейников осуществляет в них только, так сказать, высшее руководство: он инструктирует инструкторов, - занятия же в секциях ведут сами эти инструктора - девушки-комсомолки. С легкоатлетами занимается Вера Пальчикова, с гимнастами - Юля Ливанова. Есть все основания думать, что молодые педагоги, выпущенные этим училищем, сумеют воспитать выносливых, сильных, дисциплинированных детей.

О превосходных навыках, которые даёт инструкторская работа будущим учителям, рассказывается в журнале «Путь к учёбе». К сожалению, изданием этого журнала и исчерпывается всё лучшее и наиболее ценное, что даёт педагогический кружок. В остальном этот кружок как-то оторван от жизни. Члены его главным образом изучают книгу Макаренко- дело, само по себе, нужное, полезное. Но почему бы не связать это изучение с практикой? Почему бы самим учащимся, комсомольцам, вожатым не рассказать о своём, хотя бы малом опыте, не попытаться осмыслить, обобщить свои собственные наблюдения над психологией ребёнка? Если не считать коротких и редких заметок в журнале, опыт, приобретённый в отряде, остаётся как бы личной собственностью каждого вожатого.

... И ещё один источник практических, жизненных знаний остаётся неиспользованным - это рассказы и письма молодых педагогов, окончивших училище. Ведь не далее как в прошлом году 40 выпускников училища уехали в Алтайский край; эти люди не порвали связь с преподавателями и старыми товарищами, пишут им о своей жизни. Разве не интересно было бы поговорить об их письмах на занятиях кружка, придать этой переписке более углублённый и принципиальный характер?

Хочется ещё сказать о культуре речи учащихся педучилища. Почти все девушки и юноши, с которыми нам пришлось беседовать в стенах педучилища, видимо, любят своё дело и говорят о нём с сознанием ответственности и искренним волнением. Но выражения их бледны, лишены красок, обороты речи часто неправильны, словарь скуден. А ведь язык - это важнейший инструмент педагога, он должен владеть им в совершенстве.

Какой толк от самых глубоких знаний, если они не могут быть выражены? Как можно научить ребят любить лучшее наше сокровище- русскую литературу, не сумев показать им гибкости и звучной прелести нашего языка?

А ведь сделать свою речь богаче и выразительнее может каждый: для этого надо только больше и внимательнее читать. В училище есть друзья книги, и они говорят правильно, образно. Им надо подумать о том, чтобы помочь своим товарищам, неустанно поправляя, а подчас и стыдя их. В училище, по инициативе комсомольцев, проводятся внеклассные занятия с теми, кто делает ошибки в письме. Нужно, чтобы культура речи стала предметом такой же общей заботы, как и орфография.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены