Советская литература богата и многообразна. Она бурно развивается, неустанно пополняясь всё новыми именами. Обильный приток молодых талантов - одна из характернейших черт нашей литературы.
В середине тридцатых годов появились первые поэмы и книги стихов Константина Симонова, Маргариты Алигер, Вадима Стрельченко, Александра Яшина, Сергея Михалкова, Евгения Долматовского, повести Юрия Крымова и Аркадия Первенцева, рассказы Вадима Кожевникова - это выступило и в полный голос заявило о себе новое, комсомольское пополнение советских писателей, из той молодёжи, что росла и формировалась после Октябрьской революции. Героика первых пятилеток, героика «самой суровой, самой трезвой практической работы» построения социализма и романтика «грандиозных перспектив» (Жданов), небывалый размах переустройства всей жизни страны, свидетелями и участниками которого было молодое поколение советских людей, - вот те исторические условия, в каких крепли и мужали молодые поэты и прозаики. Вместе со своими сверстниками всех профессий молодые писатели были взращены и выпестованы коммунистической партией как творцы новой жизни, как пламенные советские патриоты, готовые к защите родной страны, как люди крепкой большевистской породы. И это не могло не сказаться на их творчестве, на тематике, стиле и направлении даже их первых произведений.
Молодые поэты воспевают тот огромный, прекрасный мир, который предстал с первых шагов их жизненной деятельности, - это мир, в котором открыт широкий простор для самого дерзновенного созидания, для утверждения и воплощения в дело смелых юношеских мечтаний. Тема труда звучит в стихах молодых, как героическая симфония. Труд - это преодоление препятствий, это - наступление на природу, жестокая и упорная борьба.
Особенно сильно звучит героическая тема в ранних стихах Константина Симонова, который воспевает лётчиков, прокладывающих новые воздушные трассы, учёных-конструкторов, испытателей, рискующих жизнью ради новых открытий, - «племя храбрых», тех, кто воспитан, выращен большевистской партией. Молодые писатели поэтически воссоздали биографии своего поколения, от которого партия большевиков потребовала: растите, развивайте все свои способности на благо советского народа, будьте достойными участниками великого дела строительства коммунизма.
Осознание великих исторических задач, стоящих перед всем поколением, вдохновляло и окрыляло молодых писателей, определяло героико-оптимистическое звучание их произведений. Тема героического созидательного труда сплетается органически в стихах Симонова с темой коммунизма. Внутренний мир советского человека - деятеля, способного на дерзкое творчество, поэт противопоставляет старым идеалам успокоенности, умиротворённости человеческой души:
Лишь мещанин придумать мог
Мир без страстей и без тревог.
Не только к звукам арф и лир
Мы будем приучать детей,
Мир коммунизма - дерзкий мир
Больших желаний и страстей.
Патриотическая тема естественно возникает в стихах молодых поэтов тридцатых годов. Вадим Стрельченко, одарённый лирик, позднее, в дни Великой Отечественной войны, погибший на фронте, создаёт стихи, в которых воплощена радость и поэзия созидания. Поэт говорит о готовности отдать жизнь за счастье своей прекрасной страны. И он действительно отдал жизнь в боях с фашизмом. Гордость своей великой страной, её исторической ролью в судьбах народов, возвышенностью коммунистических идеалов - всё это ясно звучит в ранних стихах Симонова, Долматовского, Алигер, в произведениях поэтов-песенников - М. Матусовского, Л. Ошанина и других. «Мы живём и видим воочью, наша правда пошла по земле», - пишет Алигер в стихотворении «Год рождения». Первые раскаты приближающейся военной бури, первые подземные толчки исторических потрясений, столь явственные в конце тридцатых годов, заставили молодое поколение писателей задуматься над будущим страны. Страстная любовь к Родине, несокрушимая вера в её силу и непоколебимость звучат в предвоенных стихах всех этих поэтов. Они задумываются и над своей ролью в грядущих событиях, над судьбой своего поколения.
Предвкушение новых боёв, мужественная готовность к испытаниям и твёрдое сознание неизбежности разгрома фашизма выражены в молодой поэзии предвоенных лет с большой силой.
Патриотическую революционную тему подхватили и понесли в бой новые писатели, росшие и мужавшие в годы Великой Отечественной войны.
Великая гордость своей Родиной, благородством её коммунистических идеалов выражена была ещё в предвоенной повести А. Первенцева «Кочубей», где молодой писатель показал, как простой человек из народа, вдохновлённый этими идеалами, превращается в героическую, легендарную личность, вписав своими подвигами яркую страницу в историю гражданской войны.
Военное поколение молодых писателей: Олесь Гончар, Виктор Некрасов и другие - показало героику нового исторического периода, нарисовав людей, которые вступили в борьбу с фашизмом и вышли победителями из этой борьбы. Основная черта, характеризующая героев «Знаменосцев», «В окопах Сталинграда», - это их глубокая убеждённость в правде коммунизма, готовность отдать свою жизнь за победу этой правды. Если В. Некрасов эту идейную убеждённость рисует почти инстинктивной, стремясь подчеркнуть, как органически вошла она в плоть и кровь его героев, то Гончар более правильно раскрывает её, как высокий уровень сознания советского человека. Он показывает поэзию героического подвига своих героев, вдохновлённых коммунистической партией. Подвиг для него - не жертва, а деяние, основанное на сознательной идейной решимости. Писатель раскрывает своих героев как коммунистов, как цельные, мужественные характеры, как носителей высокого нравственного идеала - большевистского служения Родине, советскому народу.
Эти мотивы нашли своё преломление и в поэзии молодых поэтов А. Межирова, М. Луконина, Я. Хелемского, С. Гудзенко, С. Орлова и других. Однако подчас некоторые поэты увлекались описанием мужественной стойкости своих героев, забывая о чётком определении идейной основы их героизма. Эта основа подчас приобретала несколько туманные, расплывчатые определения, тогда как требовалось её назвать просто и ясно-коммунистическая идейность.
Тема героики, поэзии коммунизма звучит с огромной силой в послевоенные годы в лучших стихах Михаила Дудина, Сергея Наровчатого, а в особенности в новом цикле, «Друзья и враги», Константина Симонова и других.
Поэтом создан лирический образ большевика, раскрыт его богатый внутренний мир, дана гамма чувств величественных по своему идейному содержанию, по силе и напряжённости чувств, где личное и общее органически сплетены, где героем достигнута ясность отношения к миру, к явлениям жизни, которые он оценивает в беспощадном свете исторически неизбежной борьбы, оценивает партийно, страстно, как коммунист.
В послевоенной советской литературе вновь возникает тема героического созидания, тема движения вперёд, к коммунизму. Она воплощена в произведениях нового отряда писателей и поэтов, творчески с особой силой заявивших о себе в послевоенные годы, - и в поэме Алексея Недогонова «Флаг над сельсоветом», и в стихах Сергея Смирнова, и в творчестве поэта-песенника Анатолия Софронова, и в романе Василия Ажаева «Далеко от Москвы», и в студенческих повестях В. Добровольского и Г. Коновалова, и в повести Георгия Гулиа «Весна в Сакене». Все эти произведения показывают с большой яркостью те жизненные процессы, происходящие в нашей стране, какие так мудро определил А. А. Жданов, сказав: «Каждый день подымает наш народ всё выше и выше. Мы сегодня не те, что были вчера, и завтра будем не те, что были сегодня».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.