Десять лет назад я начал работу над основной своей темой - «Литературная Москва». Начал с пушкинских мест.
Каждый пушкинский дом становился для меня своеобразной книгой, заключающей в себе повести о писательской судьбе, о взыскательном труде, о борьбе за светлое будущее своей страны.
Уроженец «замечательной столицы», Пушкин появляется в Москве после пятнадцати лет «горестной разлуки». Литературная Москва с нетерпением жаждала услышать Пушкина, привезшего с собой новое произведение - народную трагедию «Борис Годунов», 25 сентября 1826 года у Веневитиновых состоялась читка Для круга ближайших знакомых, а 12 октября там же осуществилось отмеченное в ряде мемуаров долгожданное чтение для московских литераторов.
Дом Веневитиновых цел и сейчас, но время немало внесло изменений в этот памятник «пушкинской Москвы»: переоборудован нижний этаж, не над всеми окнами сохранились типичные для ампира «замки», зеркальный асфальт сменил песчаные плиты тротуара, в щели которых в теплые московские вёсны в былые годы упорно пробивалась трава.
Одним из средоточий умственной и художественной жизни Москвы в то время был дом А. П. Елагиной: Четверть века в стенах этого дома не стихали горячие литературные споры, читались новые произведения, сочинялись и разыгрывались пьесы. Поэт Языков в стихотворном послании назвал эти собрания «республикой привольной у Красных у ворот». Здесь на воскресных вечерах бывали Баратынский, Вяземский, Дмитриев, Жуковский, сыновья Елагиной от первого брака Киреевские, Чаадаев, Хомяков, а позднее Аксаковы, Гоголь, Герцен, Грановский, Огарёв и др. Заветным гостем Елагиной был Пушкин. Особенно часто он бывал здесь в 1830 году, посещая жившего у Елагиной поэта Языкова.
Нынешнему москвичу трудно представить себе елагинское владение в пушкинское время. Ещё на редкой литографии Красноворотской площади 50 - х годов можно ясно разглядеть елагинский дом. Ныне он уже закрыт плотно придвинувшимися к нему соседними зданиями. Даже на подъездной площадке перед домом, где некогда стояли кареты и экипажи гостей, высится новая постройка, скрывающая от нас фасад былого приюта московских литераторов. Лишь кропотливо «отчистив» всё это, можно было воссоздать ту взволнованную атмосферу, которой жил этот дом в вечерние часы собраний.
Несколько месяцев назад мне удалось обнаружить в архиве «Комиссии для строений в Москве» чертёж фасада дома Черткова. Сюда в декабре 1829 года переехала прославленная московская гостиниц! Коппа, о которой Пушкин упоминает в одном из вариантов «Домика в Коломне». Пушкин не раз квартировал у Коппа. Сохранился любопытный документ. Московский полицмейстер Миллер доносил 15 марта 1830 года: «Секретно. Чиновник 10 класса Александр Сергеевич Пушкин 13 числа сего месяца прибыл из С. - Петербурга и остановился в доме г. Черткова в гостинице Коппа, за коим учреждён секретный полицейский надзор».
Пользуясь обнаруженными чертежами, мне удалось восстановить вид этого памятного жилища великого поэта на фоне пустынной «генерал - губернаторской» площади, обрамлённой мелкими строениями тех лет.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.