Через год после разгрома Николаем I восстания декабристов Пушкин написал стихотворение «Арион»:
«Нас было много на челне;
Иные парус напрягали.
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы.
В тишине а руль склонясь, наш кормщик умный
В молчаньи правил грузный чёлн;
А я - беспечной веры полн.
Пловцам я пел... Вдруг лоно волн
Измял с налёту вихорь шумный...
Погиб и кормщик и пловец! –
Лишь я, таинственный певец.
На берег выброшен грозою. –
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою».
Прямо сказать о своих близких отношениях с декабристами, о своей верности заветам и политическим идеалам декабризма Пушкин не мог. Свирепая николаевская цензура никогда бы не разрешила напечатать такого признания, а самому поэту снова пришлось бы отправиться в ссылку, из которой незадолго до этого он был возвращён. И вот Пушкин говорит обо всём этом, но иносказательно. Под «пловцами», которые смело повели вперёд в опасную морскую пучину свой чёлн, он разумеет декабристов. Под шумным вихрем - катастрофу 14 декабря. Самого себя Пушкин имеет в виду, говоря о таинственном певце, который «пел пловцам».
Пушкин имел полное право называть себя певцом декабристов. Поэт родился и рос в бурное время, исполненное больших исторических событий, имевших очень важное значение в жизни русского народа.
За девять лет до рождения Пушкина появилась одна из самых замечательных русских книг, книга зачинателя русского революционного движения Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». В этой книге, как и в написанной им оде «Вольность», Радищев бросил смелый и негодующий вызов самодержавной царской власти и крепостничеству. Радищев призывал крестьян подняться против своих вековых угнетателей - помещиков. За эту книгу Радищев был сослан в Сибирь. В 1802 году, когда Пушкину было только три года, Радищев умер. Но идеи Радищева нашли отзвук в передовых кругах русского общества. Через десять лет, в 1812 году, когда Пушкин уже учился в лицее, Наполеон, покоривший почти всю Западную Европу, вторгся в Россию. В ответ на это «поднялась дубина» народной Отечественной войны. Огромная армия Наполеона не только была почти полностью уничтожена, но победоносные русские войска, преследуя врага, взяли Париж и освободили другие европейские страны.
Однако освободивший Европу могучий и великий русский народ продолжал оставаться под крепостным игом. Это не могло не возмущать мысль и чувство лучших людей из самих же дворян. Через некоторое время стали организовываться тайные политические общества, члены которых ставили своей целью ограничение царского произвола и освобождение крестьян. Так же был настроен и молодой лицеист Пушкин. В 1815 году шестнадцатилетний поэт пишет стихотворение «Лицинию». Стихотворение якобы относится ко временам древнего Рима, но на самом деле Пушкин имеет в виду современную ему русскую действительность - жестокую. политическую реакцию, возглавлявшуюся царём Александром I и его любимцем, грубым, тупым и невежественным Аракчеевым. В дышащих высоким гражданским негодованием, смелых и энергичных строках современники без труда узнавали ненавистного всем Аракчеева. Заканчивается послание «Лицинию» грозным предостерегающим стихом: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен». Стихотворение «Лицинию» было первым гражданским выступлением Пушкина - поэта, как бы прологом в его будущую политическую лирику, прообразом его «вольных стихов» 1817 - 1820 годов. Многие товарищи Пушкина сразу же по окончании лицея вступили в тайное общество. Не менее вольнолюбиво настроен был и сам Пушкин. Однако, не доверяя его поэтической пылкости и оберегая поэта, друзья от него скрывали, что тайное общество существует. Догадываясь всё же о существовании общества, поэт болезненно переживал это. «Он затруднял меня, - рассказывает один из его самых близких лицейских друзей, декабрист Пущин, - опросами и расспросами, от которых я, как мог, отделывался, успокаивая его тем, что он лично, без всякого воображаемого им общества, действует, как нельзя лучше, для благой цели».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.