Письмо Марка Колосова к литкружковцу Ивину, приславшему свою пьесу в «Смену», разбирает ошибки, характерные для большинства молодежных драматургических опытов.
Драматургия является важнейшим звеном в работе литературных организаций. Правительственный конкурс на лучшую пьесу мобилизует наше внимание на работу с драматургическими кадрами.
Письмо Марка Колосова поможет молодым авторским кадрам избежать в своей работе тех ошибок, которыми изобилует разбираемая пьеса т. Ивина.
Товарищ Ивин! Твоя пьеса «Преступление комсомольца Набатова» не может быть напечатана в журнале «Смена»; невозможно также ее поставить в театре. Почему? Да потому, что с тобой случилось то же, что случилось с твоими героями, которые пошли воевать, не зная военного дела.
Ты поставил себе задачу написать пьесу, прочитав или просмотрев (которую комсомольцы сказали бы себе: «Чтобы победить врага, надо иметь военную подготовку».
Для достижения этой цели тебе недостает прежде всего (убедительности. Убедительность достигается живостью и естественностью действующих лиц и мотивированностью их поступков. Твои же герои все на одно лицо. Все они не говорят, а декламируют. Сначала декламирует командир: «Товарищи, будьте готовы и уверены для сегодняшней схватки с бандитом Семеновым. Силы врагов сильны (!), но на это не нужно смотреть. (Громко). Всю жизнь за Советский союз, товарищи!»
В ответ декламируют красноармейцы: «Ура, ура, товарищи!»
Затем выступает комсомолец Набатов: «Негодяи, они сегодня опять посмели перейти границу. (Громко). Нет, мы не можем терпеть этих бандитов».
Ему вторит комсомолец Угаров: «Конечно нет. Мы не можем отнести (?) это просто так. (Громко). Итак, кровь за кровь» (!)
Уже после этих речей читатель или зритель скажет: так не говорят комсомольцы и командиры, в таком тоне говорят только выдуманные сочинителями герои тех плохих авантюрных романов, которыми пичкали читателя до революции.
А в жизни говорят проще и убедительнее.
Теперь посмотрим, как развивается действие.
Выясняется, что Набатов и его ячейка не имеют военной подготовки. Естественно было бы в соответствии с этим, чтобы Набатов сказал что - нибудь вроде того, что, дескать, ничего, что не обучены, зато удаль есть, отвага есть, этим возьмем. Между тем ты заставляешь своего героя произнести следующую тираду:
- Да, мы виноваты в этом. Судите нас по - комсомольски. Такие товарищи, недооценивающие вопросов подготовки, не должны быть в рядах ленинского комсомола. (Громко). Судите!
И совсем противоестественно отвечает на это Угаров:
- Судить сейчас не время. После боя вас осудят товарищи, которые по неопытности лягут на поле битвы. Не проходивших товарищей, которые будут убиты, будем считать твоей виной. (Не проходивших очевидно военной подготовки. - М. К.).
- Может быть, в таком случае не надо идти? - растерянно вопрошает Набатов.
Но твой Угаров (положительный герой) непреклонен: «Нет, надо помочь красным, но помните - виновными будете вы, если наши товарищи, идущие в бой, не вернутся живыми. Так помните это, т. Набатов. Помните! (Убегает)».
Кстати, почему убегает, а не уходит?
«Набатов, оставшись один, после долгой паузы громко: «Понял, я только сейчас понял, какое преступление сделал я перед молодежью, идущей в бой. Кто виновен? (Пауза, потом громко). Виновен я. Кто секретарь ячейки? Я. (Думает, громко). Не будет же отвечать за меня Чемберлен или Милюков (?) Верно, верно. Ну так что же, черт возьми, ты думаешь?.. (Слышны выстрелы). Выстрелы... (В ужасе) Я... я предал товарищей. Набатов - предатель. (Громко). Так судите его! (Рвет на себе волосы). Судите!»
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.