Шкатулка Виктора Сомова

Сергей Куликов| опубликовано в номере №488, сентябрь 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Человек шесть ребят в чёрных сатиновых халатах обступили широкий верстак. Слышен был приглушённый до топота голос, каким обычно рассказывают всё таинственное:

«Тут вышла Медной горы Хозяйка и говорит ему:

- Ну что, Данило-мастер, не вышла твоя дурман-чаша?

- Не вышла, - отвечает.

- А ты не вешай голову-то! Другое попытай.

- Нет, - говорит Данила, - не могу больше. Измаялся весь, не получается. Покажи каменный цветок!...

- Тогда так, - сказала Хозяйка, - пойдём, Данило-мастер, в мой сад...»

Ребята слушали, затаив дыхание. Этот сказочный герой был им особенно близок. Ведь они, можно сказать, с ним одной профессии: Данило - камнерез, а они будущие резчики по дереву и мастера-краснодеревцы.

Художественная обработка дерева - очень древнее, но в последнее время незаслуженно забытое искусство. В старину народные художники изготовляли из дерева удивительно красивые вещи. А делать их было нелегко. Дерево - не пластилин, не глина. Срежешь лишнюю стружку - и пропал труд многих месяцев. Бери новую чурку и опять осторожно срезай слой за слоем, да так, что если вырезаешь гроздь винограда, - чтоб была она, как живая, а если птицу, - чтоб только не вспорхнула.

В своё время Россия славилась абрамцевской резьбой - по имени села, где был создан «кружок народного искусства». Абрамцевские резчики за свои изделия часто получали на международных выставках золотые и серебряные медали.

Хороши были абрамцевские мастера! Их слава жила дольше, чем даже слава знаменитых русских резчиков иконостасов или киотов. Но всё же они делали лишь игрушечные вещи, преимущественно красивые безделушки. Искусство же мастеров-художников по стильной мебели хирело год от году.

В самый разгар Великой Отечественной войны наше правительство сочло нужным создать в стране около тридцати училищ по художественным ремёслам. В этих училищах вот уже третье лето юноши и девушки изучают монументальную живопись, декоративную лепку, роспись на фарфоре и фаянсе, художественное литьё, чеканку, ювелирное дело и резьбу по дереву и камню.

В одном из таких художественных училищ, что находится в глубине просторного двора на Вятской улице в Москве, я и встретился с будущими мастерами по дереву. Был обеденный перерыв. Группа юношей коротала свободные от работы минуты, слушая рассказ об уральском камнерезе Даниле Недокормыше. Учеников очень увлекал сказ Бажова о каменном цветке, о молодом мастере, мечтавшем оживить камень.

В два часа обеденное время истекло.

- Ну, хватит, теперь за работу, - сказал мастер. - Остальное узнаете о Даниле вечером...

Будущие краснодеревцы встали к широким верстакам и, взяв в руки остроносые долота, начали стёсывать с дерева тонкие лепестки стружек.

В углу мастерской за маленьким столом, заваленным журналами с рисунками различных орнаментов, стоял мастер Константин Николаевич Донской. Он проверял работы учеников и лучшие из них откладывал как наглядные пособия для первокурсников.

В мастерской стоял вкусный запах свежего дерева. Солнце ярко освещало верстаки и склонённые над ними русые и чёрные, бритые и чубатые мальчишечьи головы. Одни ученики вырезали из липы вытянутые цепочкой бусинки, другие делали более сложную витую ленточку или окантовый лист.

Коренастый упрямоскулый Владимир Ермолович заканчивал отделку окантового листа. Вот он отложил в сторону бархатный рашпиль, снял с верстака вырезанный из белой липы лист и на минуту задержал его в руках, рассматривая тонкий узор слегка зазубренных лепестков.

Юному художнику приятно было думать, что вот эта вырезанная из дерева вещь близка к тем произведениям искусства, которые, подобно живописи, существуют только в одном экземпляре. Может быть, где-то есть копии - хуже или лучше, но вот эта, его, одна, неповторима. Он своими руками сделал её из бесформенного куска дерева, которое мы порой отшвыриваем ногой, как хлам.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены