Большой сводчатый зал «Рудольфинум». Всю заднюю часть сцены занимает огромный орган. В этом зале сейчас начнётся конкурс певцов и музыкантов, участников Международного фестиваля молодёжи. Несмотря на ранний час, зал переполнен. Это пришли участники фестиваля - юноши и девушки различных стран. Они выразят своё одобрение лучшим исполнителям, независимо от того, какую позицию по отношению к ним займёт жюри конкурса.
У рояля молодой пианист Арнольд Каплан. Артистически, с большим подъёмом он исполняет одно из труднейших произведений в мировой фортепианной литературе - «Петрушку» Стравинского. Отзвучал последний аккорд. Секундная пауза - и тишина взрывается громом аплодисментов. Аплодируют не только слушатели, но и седовласые профессора, члены жюри, хотя, по правилам, они не должны до обсуждения и голосования выражать своё отношение к исполнителям, тем более публично. Но такова уж всепокоряющая и заражающая сила искусства!
Каплан исполняет одно за другим произведения Баха и Брамса, Листа и Рахманинова. Зал накаляется до предела. Блестящее исполнительское мастерство Каплана, глубокое раскрытие им композиторского замысла вызывают буквально бурю рукоплесканий. По этим аплодисментам, по восторженным улыбкам слушателей и членов жюри можно определить: безусловная победа!
Так начались крупнейшие конкурсные соревнования в зале Пражской консерватории, организованные комитетом Международного фестиваля. В конкурсе принимали участие одарённые вокалисты и музыканты из семнадцати стран. Комитет фестиваля создал несколько жюри из квалифицированных мастеров искусств. От Советского Союза в жюри вошли народные артисты РСФСР А. Свешников, В. Власов, С. Козолупов, заслуженные деятели искусства В. Шебалин и Д. Цыганков, профессор П. Серебряков, Нина Макарова, В. Сурин и автор этих строк.
Плеяде молодых советских музыкантов и вокалистов, в большей части только что оставивших стены консерватории, предстояло серьёзнейшее и труднейшее испытание. Впервые они выступали с показом своего искусства на международной арене. За их плечами были годы напряжённой учёбы. Они представляли здесь, на этой сцене, в этом зале, и своих друзей по искусству и профессоров - заботливых, внимательных педагогов, - они представляли молодую поросль советского искусства. Надо было с честью осуществить это представительство и во что бы то ни стало добиться победы. С такими мыслями выступали перед взыскательной аудиторией молодые мастера искусства.
Вот у рояля молодая ленинградская пианистка Галина Фёдорова. Она ещё не успела окончить консерваторию, но уже демонстрирует зрелое мастерство. Ей присуждается третья премия. Вторая премия присуждается московской пианистке Татьяне Николаевой. Программа, с которой выступила молодая пианистка, была обширной и включала произведения различных стилей. Талантливая пианистка показала отличное владение многоголосым стилем в прелюдии и фуге Баха, тонкость и филигранность в исполнении сонаты Моцарта, темперамент и страстность в этюдах Скрябина. Татьяна Николаева - одарённый музыкант, художник с большим будущим.
В конкурсе пианистов были представлены двенадцать стран. Сильнейшими конкурентами нашей молодёжи были чехословацкий пианист Зденек Гилек и американка Элиет Вингрин. И наши молодые пианисты вышли победителями в этом трудном соревновании, заняв все три призовые места первое, второе и третье.
Столь же трудным было соревнование скрипачей и виолончелистов. Первенство тут также оспаривали представители двенадцати стран. Все наши молодые скрипачи и виолончелисты вышли во второй тур соревнований.
Когда Леонид Коган с огромным блеском и виртуозностью исполнил концерт Паганини, один из членов жюри, иностранец, не выдержал и воскликнул:
- У этого юноши будет большое имя!
Юлиан Ситковецкий покорил всех виртуозным исполнением концерта Глазунова и «Последней розой» Эрнеста. Исключительно тепло приняла аудитория семнадцатилетнего скрипача Игоря Безродного. Молодого виолончелиста Растроповича члены жюри единодушно назвали музыкантом-поэтом. Фёдор Лузанов исполнил на виолончели вариации Чайковского «Роккоко».
Большой, сочный, певучий звук, блестящая техника, благородство и законченность исполнения буквально покорили аудиторию.
Вся пятёрка молодых советских музыкантов получила первые премии. Их мастерство было настолько велико, что жюри единодушно отказалось назвать из них лучшего.
С огромным успехом выступили на конкурсе и молодые советские вокалисты. Иван Петров, Вероника Борисенко, Ирина и Леокадия Масленниковы - вокалисты различного стиля и темперамента. Но всех их объединяет одно общее качество: серьёзное, вдумчивое исполнение, зрелость, большое мастерство и уменье раскрыть внутреннее содержание исполняемых произведений.
Большое впечатление произвело исполнение Петровым арии мельника из оперы Даргомыжского «Русалка» и арии Дон Базилио из «Севильского цирюльника» Россини. Участники фестиваля и пражская публика познакомились с Петровым ещё на предконкурсных концертах и горячо полюбили его. Жюри единодушно присудило ему первую премию.
Вероника Борисенко отлично исполнила одну из труднейших оперных арий - арию Иоанны из оперы «Орлеанская дева» Чайковского. Жюри отметило её большое драматическое дарование и темперамент. Особенное впечатление произвело на присутствующих владение пианиссимо, которое Борисенко продемонстрировала в романсе Рахманинова «Не пой, красавица, при мне». Борисенко присуждена первая премия.
С большим мастерством, искренностью и теплотой Ирина Масленникова исполнила арию Снегурочки из одноимённой оперы Римского-Корсакова, его «Восточный романс» и колыбельную Чайковского.
Жюри также присудило Ирине Масленниковой первую премию. Вторую премию получила Леокадия Масленникова, выразительно и колоритно исполнявшая украинские песни, арию кумы из оперы «Чародейка» и арию Лизы в сцене у Канавки из оперы «Пиковая дама».
Заслуженным успехом пользовались и наши исполнители на духовых инструментах. Трубачи Докшицер и Павлов получили первую и вторую премии кларнетисты Рогинский и Петров также получили первую и вторую премии.
Высоко было оценено также творчество молодых советских композиторов Алексея; Муравлёва и Карена Хачатуряна, Арно Бабаджаняна и Анатолия Новикова, Матвея Блантера и Валентина Кручинина.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.