Мастер долго и молча разглядывал работу Ермоловича. То надевая, то вскидывая очки на лоб и относя изделие на всю длину вытянутой руки, он, видимо, от всей души любовался им.
- Хорошо, Владимир, правильно сделал, - сказал он, наконец, подростку, напряжённо стоявшему у столика.
Старый мастер, реставрировавший на своём веку уникальную мебель всевозможных стилей, чувствовал, что из Ермоловича вырастет талантливый резчик. Он вспомнил, как совсем недавно ему, Константину Николаевичу, поручили восстанавливать стильную мебель («ренессанс», «ампир») в «Гранд отеле» и он никак не мог найти себе помощника. Редки мастера его профессии! Вот Владимир бы тогда ему помог. Он видел, что теперь его ученик легко может вырезать окантовый лист даже в орнаменте египетского стиля. Ведь по теории на уроках основы композиции, истории стилей рисования и лепки Ермолович тоже был одним из лучших.
Будущие резчики сами подбирают образцы для резьбы из жизни растительного или животного мира. Они приносят в свою мастерскую перья птиц, редкие листья дерева, лепестки незнакомых цветов.
Константин Николаевич достаёт из шкафа пухлую картонную папку и показывает серое птичье крыло.
- Молодая сова, - объясняет он. - Смотрите, как разнообразно цветиста окраска, вглядитесь в форму и обтекаемость перьев этой ночной хищницы.
Он веером раскрывает крыло и, вглядываясь в ажурную роспись перьев, говорит:
- Всё это мы обязательно должны знать, иначе резьба будет мёртвой.
... В то время когда будущий резчик Владимир Ермолович сдавал мастеру свою работу, ученики-краснодеревцы из группы Ильи Тихоновича Новикова создавали не менее ценные вещи, чем резчики.
Как красивы изделия юных краснодеревцев!
В музее училища я видел тумбочку из спального гарнитура работы ученика Виктора Сомова. Она сделана из обычной берёзы, ничем не окрашена, а переливается, играет на свету, словно белый мятый бархат. Тонкость этого изделия - в талантливом подборе и кропотливом сочетании слоев дерева. А чтобы выбрать хороший слой и композиционно сочетать его с другим слоем, нужен вкус художника. Тумбочка сделана из комля берёзы - нижней части дерева с причудливо волнистым слоем.
В музее училища выставлены десятки замечательных произведений учеников. Резные мягкие табуреты, детский гарнитур, растительные орнаменты из дуба и шахматные столики стоят рядом с образцами абрамцевской резьбы. Здесь представлен весь коллектив будущих художников по дереву.
В музее я видел и другую замечательную работу, сделанную Виктором Сомовым: шкатулку из орехового выплавка. Эта вещь вся - от замысла до претворения его в жизнь - принадлежит Виктору, весёлому кареглазому подростку. Красивый пятнисто-коричневый орех обрамляет квадрат из серого клёна. В середине инкрустация: цветок, мельчайшие лепестки которого собраны из тонких, как бумага, кусков чинары, груши и клёна. Под такой редкой работой поставит своё имя любой мастер. Это- настоящее искусство.
Как-то Сомов повёз показать свою шкатулку известному в Москве художнику по инкрустации Абрамову. Тот посмотрел её и, не похвалив, не поругав, вдруг спросил:
- Сам делал?
Недоверие, сомнение видавшего виды художника были лучше похвалы.
... Пройдёт год. Откроются двери училищ и выпустят сотни молодых мастеров художественной обработки дерева. Они умножат славу нашей Родины. И если вам, читатель, придётся выбирать в магазине стильную мебель, вспомните о талантливом резчике Владимире Ермоловиче, краснодеревце Викторе Сомове и других юных мастерах. Может быть, вам попадётся их работа - вы узнаете её по особому почерку: строгая красота, остроумная композиция, безукоризненная отделка...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.