- Разрешите мне сегодня не стрелять, - сказал он.
Преподаватель удивился:
- Это почему?
- Я недостаточно тренировался. Боюсь, будет плохое попадание.
- Ну так что же? Сегодня я ведь не буду выставлять отметок, становитесь первым наводчиком и тренируйтесь себе на здоровье.
Курсант настаивал на своем:
- Я лучше буду стрелять вечером с другим классом. Знаете... из этого орудия как - то неудобно стрелять плохо.
... На кормовом мостике, откуда командуют стрельбой, стоит группа преподавателей. Это старые моряки, много лет прослужившие в военном флоте. Они внимательно следят не только за каждой командой курсанта, но даже за выражением его лица. Ведь для того чтобы хорошо управлять огнем, еще недостаточно уметь правильно сделать расчет: надо не растеряться на мостике, так как обстановка учебных стрельб не намного отличается от боевой обстановки, надо до предела дисциплинировать свое внимание - целиком сосредоточиться на боевой задаче и не растеряться при любой неожиданности.
Все эти качества вырабатываются не сразу. Курсанты много и упорно работают над собой. Когда во время шлюпочных учений свежеет ветер и шлюпка под парусами идет с большим креном, черпая одним бортом воду, многим становится не по себе. Но отпустить шкоты нельзя, нужно быстро и точно выполнять команду - иначе может произойти катастрофа. И люди привыкают к опасности, привыкают владеть собой при любых обстоятельствах, выполнять порученное им дело в любых условиях.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.