Новая повесть Всеволода Иванова «Пархоменко» рассказывает о славной жизни луганского рабочего - большевика, начавшего свою революционную работу в 1903 году. Семнадцатилетним юношей он уже раздает прокламации по заводам, а два года спустя руководит восстанием крестьян в селе Макаров Яр. Воспитанный К. Е. Ворошиловым, личный друг его, Александр Пархоменко работает в большевистском подполье, а в 1917 году, вернувшись в Луганск, руководит Красной Гвардией. Пархоменко участвует в знаменитом походе через Дон в «ворошиловской колонне» и героической обороне Царицына. Позже вместе с Первой Конной от самых первых дней ее образования Пархоменко идет через Донбасс, затем через Украину против польских панов и командует дивизией, начавшей прорыв польского фронта в 1920 году. В начале 1921 года Пархоменко погибает в борьбе с бандами Махно. Пролетарий - большевик Пархоменко был замечательной, волевой, целеустремленной личностью. В отрывке, который мы помещаем, особенно отчетливо раскрываются эти черты одного из славнейших героев гражданской войны.
Окруженный анархистами, Пархоменко не спеша подошел к бронепоезду и постучал кулаком в броню. «Настоящая», - подумал он с удовольствием. Прислонившись спиной к броне, он подождал когда соберется вся команда, затем сказал:
- Я начальник Красной Гвардии Пархоменко. Я велел поставить в ближайшие дома пулеметы, а бить вас будем главным образом из батарей. Это я разоружил ваших в особняке Ильенко. - Он помолчал, оглядел неподвижные лица анархистов и продолжал: - Совет поручил мне передать, что он отклоняет ваше требование. Прорвались вы сюда под предлогом ремонта бронепоезда, а первым долгом кинулись ремонтировать свое брюхо...
Анархисты бросились к нему. Он вынул револьвер. Они остановились.
- Убью, кто полезет. Я вашей анархии не признаю. Я считаю, что вы делаете подлое преступление. Мне на вас смотреть тошно. Ребята вы здоровые, крепкие, которые, может быть, действительно, за революцию болеют, а дали опутать себя.
Какой - то догадливый подлез под вагон и из - за колеса, протянув руку, выдернул револьвер у Пархоменко. Тот обернулся. Анархисты кинулись, опрокинули его и утащили в вагон. Догадливый хотел тут же пристукнуть Пархоменко, но другие воспротивились: можно в опасную минуту выставить впереди себя начальника Красной Гвардии: не будет же эта Гвардия стрелять по своему начальнику!
Паровоз дал свисток. Бронепоезд тронулся.
Пархоменко лежал в купе, головой к окну. Обыскивать его анархисты не стали: Пархоменко лежал, держа руку на кармане брюк, где хранился еще один револьвер. «Сколько в нем пуль? - думал он. - Кажется, пять».
Анархистов в купе было трое. Младший, плосколицый, с трубкой и в бушлате, выпачканном масляной краской, особенно внимательно рассматривал Пархоменко.
- Контрибуцию за него надо, - сказал он вдруг.
Пархоменко рассмеялся.
- Ты чего?
- Жадный. Большевики - не буржуи, контрибуции не платят.
- Жадный! Я жадный! - возбужденно вскричал плосколицый и ударил кулаком по сиденью. - А кто имущество захватил? Кто водку захватил? Кто баб захватил? Вы!
- Мы, - сказал Пархоменко.
- Ты женат?
- Женат.
- А у меня бабы нету.
- А ты в деревне пожалуйся. Вот девки - то захохочут!
Анархисты рассмеялись. Плосколицый начал объяснять, что жениться не смог он вовсе не оттого, что плох лицом, а оттого, что в мирное время все ходил да писал вывески, когда же началась война, угнали на фронт. А вот теперь - то он покажет! Теперь он по тем местам, где босой с кистью ходил, на тройке проедет!...
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.