Почему нет крупных художественных произведений в комсомоле?
Объяснение этому факту нужно искать в том, что отставание пролетарской литературы от задач реконструктивного периода далеко еще не изжито. Это коренится в отставании значительной части писателей от практики социалистического строительства, от классовой практики пролетариата, строящего социализм. На эту тему написано немало хороших и правильных резолюций, но еще очень мало сделано для их осуществления. Этому мешают традиции литературщины, индивидуализм и замкнутость, которые еще крепко гнездятся в литературной среде.
Заканчивается третий, решающий год пятилетки, а многие даже из больших наших писателей не удосужились побывать на постройках. Что же они могут написать о комсомоле?
Чтобы написать о комсомоле, нужно писателю быть там, где идет социалистическая стройка, где пролетарская молодежь под руководством ленинского комсомола ведет напряженную борьбу за социализм, показывая примеры подлинно - социалистического отношения к труду и беззаветного героизма. Тема о комсомоле - огромная, сложная и ответственная тема. Справиться с этой темой сможет только тот писатель, который не только хорошо, глубоко изучил жизнь пролетарской молодежи, но и умеет глубоко осмыслить явления нашей боевой действительности во всей ее сложности, многообразии, а для этого он должен крепко овладеть методом материалистической диалектики. Иначе он неизбежно пойдет по линии наименьшего сопротивления, примером чего могут служить почти все книжки о молодежи, изданные до сих пор: в них много уделяется внимания, например, половым проблемам, жизнь комсомола дается поверхностно; главное в этой теме - труд молодежи - почти отсутствует; пятимиллионный комсомол имеет немало своих комсомольских писателей, пришедших в литературу от станка. Эти новые писательские кадры, тесно связанные с заводом; колхозом, со всей практикой соцстроительства, могут и должны дать художественные произведения о комсомоле. Вместе с основными кадрами пролетарских писателей, овладевая всем опытом пролетарской литературы, критически усваивая и перерабатывая культурное наследство предшествующих классов, ударники - комсомольцы, писатели с этой большой и ответственной темой справляются. Внимание литературных организаций, и в частности РАПП к комсомольской тематике растет. Литературные органы ВЛКСМ, («Комсомольская правда», «Молодая гвардия», «Смена» и т. д.) должны добиться и несомненно добьются того, что в ближайшее время мы будем иметь художественные произведения о пролетарской молодежи, стоящие на уровне большого искусства.
Лично я пытался отобразить (частично) жизнь и борьбу комсомольцев и пионеров в наши дни (роман «Ведущая ось») и в следующих книгах, продолжающих роман «Ведущая ось», я намерен расширить галерею комсомольских типов - борцов и строителей социализма.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
А. Жаров