... У станции, на железнодорожном пути, стоит поезд с боевыми припасами. Над вагонами, над станцией и городом кружат фашистские аэропланы, штук 30, а между вагонами работают железнодорожники. Слышно только жужжание моторов в небе, а внизу - лязг инструментов. Падают сцепные крючья. Рабочие расцепляют вагоны и тем затрудняют обстрел состава.
Бомбы не достигли своей цели: груз был спасен. И только закончив свою работу, железнодорожники укрылись в убежище.
- Вы герои, - сказала я молодым железнодорожникам.
- Мы не сделали ничего особенного, - ответил мне один из них. - Правда, страшно было работать во время налета врага, но это был наш долг, мы не могли поступить иначе. Ведь железнодорожники отвечают за груз. А эти грузы надо было во что бы то ни стало доставить на фронт в полной сохранности. Пришлось рискнуть своей шкурой. Нам повезло: никого из нас не ранило, не убило».
Тереза Вандор рассказывает также о своем посещении металлургического завода:
«Я останавливаюсь в изумлении перед тяжелым токарным станком, за которым работает молодая стройная девушка. Руки ее умело управляют станком, глаза пристально следят за деталью. Во всех ее движениях чувствуется напряженная воля.
- Вы, наверное, догадались, - спрашивает меня девушка, - что сегодня впервые я боролась со сталью? Я все - таки справилась с новым для меня станком и выработала за день столько же деталей, сколько вырабатывал мой предшественник, который ушел на фронт.
- Давно ли вы работаете на заводе?
- Месяц. Я была первой женщиной на этом заводе. Что и говорить, когда я впервые пришла сюда, некоторые рабочие, глядя на меня, только недоверчиво качали головой...»
За два года войны в Испании республиканским правительством открыто 10 тысяч новых школ. Вот что пишет корреспондент газеты «Аора»: «Вся испанская молодежь идет на жертвы ради победы над фашизмом. Тот, кто способен идти на фронт, берется за ружье, другие работают в тылу. Но вся молодежь стремится к знаниям. Она хочет овладеть культурой. Это желание молодежи необходимо всячески поощрять. Наш союз Объединенной социалистической молодежи организовал в Мадриде общеобразовательную школу.
70% всех учащихся блестяще сдают экзамены по точным наукам, а процент успеваемости по общеобразовательным предметам равен 98.
Учащиеся имеют возможность работать в библиотеке, посещать клуб. При школе организованы музыкальные кружки, демонстрируются культурно - просветительные фильмы, проводятся беседы на политико - экономические темы, устраиваются экскурсии на фабрики и заводы.
В эту школу нередко приходят неграмотные деревенские парни, а через несколько месяцев они уже держат вступительные экзамены в специальные школы, становятся летчиками, инженерами, техниками нашей промышленности, принимают участие в строительстве будущей цветущей Испании».
Героическая испанская молодежь, которая так смело и самозабвенно борется против фашизма на фронтах и в тылу, много раз доказывала свою любовь к Советскому Союзу.
Молодой капитан - андалузец признается советскому писателю Оренбургу: «Умирать не хочется... Вот я в Москве никогда не был».
Другой молодой парень погиб при бомбардировке Фраги с книжкой Авдеенко «Я люблю». Даже под бомбами не расставался он с книжкой советского комсомольца, с ней он и умирает.
«Ночью в маленьком театрике, - рассказывает Михаил Кольцов в «Испанском дневнике», - при раскаленном внимании идет кинофильм «Чапаев». Черные береты жадно следят, как Василий Иванович Чапаев объединяет приуральских крестьян против помещиков и генералов, как он бьет своих, русских фашистов, тоже похожих на здешних, испанских...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.