Мы производим сейчас грандиозное перевооружение хозяйства на основе последних достижений заграничной техники и в соответствии с потребностями всей страны и отдельных важнейших районов.
Три проблемы сейчас стоят перед народным хозяйством союза: Днепрострой, Туркестано-Сибирская магистраль и Волго-Донской канал. О первых двух читайте в № 1 и 2 смены.
Наши предки когда-то наивно считали, что земной шар стоил на трех громадных китах. Наш же советский экспорт, действительно силен тремя «китами»: хлебом, лесом и нефтью. Казалось бы, грешно нам жаловаться на бедность, в этом отношении. Запасы советской нефти - величайшие в мире. Лесная площадь Союза раскинулась на 7 миллионах квадратных перст. А наши хлебные поля испокон веков считались «житницей Европы». Но, ведь, мало иметь у себя эти богатства! Несравненно важнее вывезти всю эту громаду товаров на мировой рынок. И вот тут-то на нашем пути стоит громадная трудность. «Природа ошиблась». Эта ошибка природы - в несуразном направлении Волги.
Действительно, что может быть нелепее, чем запереть в Каспийское море эту большую закрытую лужу - громадную водную магистраль с 15.000 перст судоходного пути, с 1.300.000 кв. верст охватываемой ею территории, на которой хозяйствует 45 миллионов человек.
А между тем, имении здесь, в бассейне Волги, сосредоточились основные богатства нашего экспорта. И своей северной части этот громадный бассейн богат лесом, южнее - огромные хлебные поля, и, наконец, совсем на юге к нему примыкает наше черное золото» - богатейший нефтяной район. И все эти продукты - лес, хлеб и нефть не имеют в Волге тот, что они могли бы иметь в ней: удобного, хорошего, прямого пути на заграничный рынок.
Выход один - заставить Волгу течь в Черное море. Но, спрашивается, зачем волжскому лесу маятся по обмелевшим каналам и рекам Мариинской системы, когда Ленинград и Архангельск могут получить тес в любом количестве рядом с собой из северных и северо-западных лесных массивов? И к чему волжскому хлебу путешествовать и Ленинград, когда каждому ясно, что его ближайший путь за границу лежит через порты Черного моря?
Правда, здесь можно возразить, что, ведь, свет не клином сошелся для Волжского бассейна только на одной Волге и Мариинской системе. И что, кроме водных путей, существуют еще железные дороги, которые могут исправить эту ошибку природы и направить волжские грузы туда, где им быть надлежит.
Это возражение, пожалуй, было бы справедливо, если бы эти грузы - хлеб, лес и нефть - не были бы... лесом, хлебом и нефтью, т.е. тем, что и транспортной технике носит название массовых грузов». Дело в том, что основное богатство Волжского бассейна очень невыгодно перевозить по железной дороге. Достаточно сказать, что водная перевозка для этих грузов по крайней мере в 4 -5 раз ниже перевозки их по железной дороге. А поэтому вывод ясен: природа подшутила над нами злую шутку: Волга течет не туда, куда надо.
Значит надо заставить Волгу течь в Черное море. Но как?
Техническая оригинальность Волго-Донского канала.
Припомните карту течения Волги и именно то ее место, где она около Сталинграда (бывш. Царицын) близко подходит к Дону, впадающему в Азовское море, и, значит, имеющему непосредственный выход в Черное море, и вам станет ясно, что этот маленький перешеек, шириною в сто верст, и есть как раз то место, которое само собой напрашивается соединить обе реки судоходным каналом.
С технической стороны это будет очень интересная работа. Дело в том, что уровень Волги в том месте, где предположено соединение ее с каналом, примерно, на 20 сажен ниже уровня реки Дона. Поэтому прорыть самый обыкновенный капал между этими двумя реками нет никакой возможности, потому что тогда Дон мог бы бросить свое старое русло и устремиться по каналу в Волгу и Каспийское море.
Для того, чтобы этого не случилось, предположено устройство на Дону и на Волге целой системы шлюзов, которые дадут возможность судам беспрепятственно проходить по Волге в Дон и обратно и в то же время не будут пропускать донской воды в Волгу.
Но самое интересное в этой работе состоит в том, что, ведь, сам канал будет выше и Дона и Волги. Он будет проходить на протяжении 97 верст по сухому месту. И, конечно, тех небольших ручейков и речонок, которые он будет пересекать, окажется далеко недостаточно для наполнения его водой. Поэтому решено устроить искусственное питание канала водой. Для этого в месте соединения канала с Доном будут установлены насосы, мощностью в 9.000 лошадиных сил, которые и будут накачивать воду из Дона в канал и, однажды наполнив его, потом пополнять его убыль, от испарения, от просачивания в почву и от прохода судов через шлюзы.
Эти 9.000 лошадиных сил канал получит от гидроэлектрической станции, установленной у одной из плотин на Дону.
Такова вкратце техника постройки Волго-Донского канала, который обойдется в 70 миллионов рублей.
Маленькие копейки, вырастающие в миллионы.
Что даст нам Волго-Донской канал?
Прежде всего соединение Волги с Доном откроет доступ к открытому морю продуктам громадной территории Союза, охватывающей не только Поволжье, но и Урал, Киргизию и Западную Сибирь (см. карту).
Этот грандиозный район, превосходящий по площади в несколько раз любое из больших западно-европейских государств, в первые же годы существования канала в состоянии дать без всякого нажима на свое хозяйство 300 миллионов пудов ежегодных экспортных грузов, доведя эту цифру лет через 10 до 500 миллионов пудов. А это значит, что благодаря каналу лес и хлеб Поволжья, Киргизии и Западной Сибири получат прекрасный выход к открытому морю через Ростовский порт и резко увеличат общую цифру нашего экспорта.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Последние новинки заграницы