Волга – Дон – Азовское море

П Лопатин| опубликовано в номере №72, февраль 1927
  • В закладки
  • Вставить в блог

Увеличив наш экспорт, он и удешевит его. При самом скромном и осторожном подсчете по каналу в первые же годы после его постройки пройдет ежегодно 110 мил. пудов экспортного хлеба. Перевозка каждого пуда этого хлеба водным путем через канал к Ростову окажется дешевле теперешнего его провоза по железной дороге на 10-12 коп. А это значит, что на перевозке одного только хлеба канал даст ежегодную экономию в 12 миллионов рублей и снизит цену на пуде нашего вывозного хлеба в среднем на 11 коп. Эти же сброшенные 11 коп. дадут советскому хлебу лишний козырь побить своих конкурентов на мировом рынке.

Та же картина и с остальными грузами - нефтью и лесом.

Волго-Донской канал, увеличив общую цифру нашего вывоза, в состоянии понизить его цену только на одной перевозке на 25 миллионов каждый год.

Этих подсчетов более чем достаточно, чтобы не побоятся израсходовать 70 милл. рублей на его постройку: этот расход канал сторицею окупит в первые же годы своей работы.

Второе звено великого пути - глубоководный морской канал Волго-Донской канал - только одно звено в той грандиозной проблеме, которая носит название: «Волга-Дон-Азовское море». Потому что мало заставить Волгу течь в Черное море, мало подвести 300 миллионов пудов ежегодных экспортных грузов к Ростовскому порту. Надо еще суметь погрузить эти сотни миллионов на иностранные суда, и не просто погрузить, а дешево и быстро. И вот тут-то перед нашим хозяйством встают новые трудности.

Ростовский порт мелководен: только специальные портовые, так называемые «лихтерные» суда могут входить в него, крупные же океанские пароходы, приходящие за нашим экспортом, принуждены останавливаться в Таганрогском рейде на расстоянии 100 верст от Ростовского порта. И вот это мелководье порта и делает его работу поистине варварской.

Обычно крестьянский экспортный хлеб подвозился по железной дороге или на подводах в порт и сваливался на набережной большей частью под открытым небом. Старым российским способом двухтысячная армия грузчиков на своей собственной спине перегружала этот хлеб в портовые лихтерные суда. Погрузившись, эти маленькие пароходики шли наполнять своим хлебом иностранные корабли, которые длинной цепью по 50-80 штук ожидали русский хлеб в открытом море на Таганрогском рейде. Лихтер подходил к «иностранцу» и, прислонившись. К нему бортом, перегружал в него свое зерно опять-таки самым бесхитростным способом: в бадьях паровой лебедкой.

В результате океанский корабль грузился хлебом в Ростовском порту 7-10 дней. И это - в лучшем случае. Потому что при малейшем волнении (не говоря уже про бурю и шторм) лихтер и иностранец ударялись друг о друга бортами и волей-неволей прекращали погрузку. Поэтому в среднем можно считать, что океанский корабль грузился в порту 15-20 дней. А за каждый день простоя мы должны были платить хозяину корабля сотни и тысячи рублей.

В конечном счете эта варварская погрузка удорожала каждый пуд нашего хлеба на 5-6 копеек.

Ясно, что терпеть такие условия Ростовского порта нам крайне невыгодно. Даже больше мы не можем их терпеть, потому что при этих условиях Ростовский порт не в силах погрузить те 300 миллионов пудов, которые придут к нему по Волго-Донскому каналу.

Здесь опять-таки нет другого выхода, как прорыть глубоководный морской канал от Ростова до Мариуполя на протяжении 120 верст и дать возможность океанским судам грузиться непосредственно в порту, а не качаться неделями в открытом море рядом с маленькими допотопными лихтерами.

Этот канал обойдется нам в 40 миллионов рублей, но зато даст нам возможность пропускать через Ростовский порт 300 мил. пудов экспортных товаров и сэкономить на каждом пуде хлеба 5-6 коп. при 110 мил. пуд. хлебных грузов в первые годы после постройки он даст Союзу 6,5 миллионов рублей ежегодной прибыли.

«Волга - Дон - Азовское море» - мировая проблема.

Но этими двумя сооружениями - Волго-Донским и глубоководным морским каналом еще не исчерпывается вся задуманная нами грандиозная проблема «Волга-Дон - Азовское море».

На мировом рынке за одно только название «русский хлеб» нам недоплачивают на каждом пуде 20 коп.

Секрет этот состоит не в том, что по своим внутренним качествам паша пшеница очень плоха. Наоборот, заграница признает, что питательные свойства русской пшеницы - лучшие в мире, но прадедовские способы ведения нашего сельского хозяйства делают ее засоренной и грязной, а исключительно скверные условия портовой погрузки, где привезенный хлеб несколько дней под открытым небом ждет своей очереди попасть в трюм иностранного парохода, делают его сырым и затхлым. Кроме этого, невозможность тировать хорошие сорта от плохих делает русский хлеб вообще скверным. Эти же 20 коп., умноженные на сотни миллионов пудов экспортного хлеба, приносят громадные убытки нашему народному хозяйству.

Чтобы эти 20 коп. вернуть нашему хлебу, нам надо в Ростовском порту сделать то, что уже давно сделала заграница: поставить мощный, усовершенствованный хлебный элеватор. Он даст нам возможность не только высушить сырой хлеб и очистить засоренный, но и отсортировать хороший от плохого, а главное - держать его в элеваторе так долго, как это нам выгодно, не боясь, что он окончательно сопреет и испортится под открытым небом.

Вот вкратце вся грандиозная проблема «Волга - Дон - Азовское море». Он обойдется нам в 140 миллионов рублей. Но взамен этого она откроет нашему Поволжью, Киргизиии и Западной Сибири дешевый, короткий и удобный выход к открытому морю и сэкономит на каждом пуде 35-36 копеек.

А это выводит значение нашей грандиозной проблемы не только за пределы хозяйства нашего юго-востока и даже всего Союза. «Волга - Дон - Азовское море» становится проблемой мировой между прочим и потому, что прав был, недоброй памяти, Керзон, когда он писал: «В грядущей войне победитель не тот, у кого дальнобойное пушки и ядовитое удушливые газы, а тот, у кого больше топлива и хлеба в его закромах и каменноугольных шахтах».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Девушка и скука

Из записной книжки