Штурм торфяных болот

опубликовано в номере №200, сентябрь 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Пять тысяч комсомольцев на торфяной фронт!»

«Даешь торф!» - кричала «Комсомольская правда» в мае третьего решающего.

На Балакиревке, в галалитном цеху простои - не хватало сырья, работали брак.

Анька Малашенко, энергичная, боевая комсомолка вербовала по цеху добровольцев на торф:

- Девчата! Стране нужен торф, а здесь мы сейчас не нужны. Сидеть, что ли, на разборке да дышать казеином? То ли дело работать на свежем воздухе! Покажем, как умеют работать балакиревские комсомолки!

И семь человек, семь комсомолок галалитового цеха отправились добровольцами на ликвидацию прорыва.

Ехали сразу из всех районов, устроили общие проводы. Было шумно, весело, по - комсомольски.

Вокзал ли так действует, или жалко стало кого из остающихся, только взгрустнулось кое - кому из девчат, да шустрая Манька тут как тут:

- Что нос - то повесила? Ты, «гроб с музыкой!». Чай, не надолго едете, на лето - вместо курорта!

Ехали с песнями.

Ярким солнечным днем встретила их Шатура, распластавшись болотистыми низинами, изредка прерываемыми кустарниками да чахлыми ольхами, березками. Только далеко на горизонте снова вставали всамделешные леса и корячились пестрые деревеньки.

Серый, видавший виды барак встретил девчат тем кислым промозглым запахом, который так присущ нашим сезонным общежитиям. Девчата объявили ему войну, откупорив несколько рам.

По две бригады разместились в каждом бараке. Бригада Малашенко, пополненная девчатами с Красной Пресни, насчитывала теперь 15 человек. Тут же разместилась Сокольническая бригада, но держалась особняком.

Хотелось скорей на разработки, попробовать свои силы.

Человеку, когда - нибудь видавшему прессованные «кирпичики» торфа, покажется странным и непонятным происходящее на торфоразработках.

Несколько лет тому назад, да и сейчас еще кое - где, добывается торф по - старому, из карьеров формовкой, но этот способ и дороже, и тяжелее фрезерной добычи.

Заброшенный карьер - следы старою метода добычи - отделял участок разработок, с другой стороны отрезанный насыпью узкоколейки.

В первый день бригада лопатами срезала «очес» - спутанную, полузасохшую траву, скрывавшую под собой буровато - коричневую массу торфа Тракторы тащили за собой длиннозубые бороны и фрезеровали, разрыхляли торф.

Здесь начиналась работа торфяниц. Граблями ворошили они изрезанный торф, просушивая его и измельчая. Потом сгребали его в длинные рядки, как скошенное сено. Просушив, насыпали в большие корзины и штабелевали, а по очищенному полю снова ходили тракторы, фрезеруя следующий слой.

Штабелевка - последний и несложный процесс разработок - был самым тяжелым для девчат. Он требовал только физической силы и небольшой сноровки.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Визит главного инспектора

Рассказ румынского пролетарского писателя

Иван Панков

Человек из страны «Комсомолия»