Очень талантливый юморист, бежавший от революции, как бежали сотни подобных ему интеллигентов, умерший в Праге в сумраке безрадостных эмигрантских дней - Аркадий Аверченко, когда - то очень давно, в своих детских рассказах (кстати сказать, не переизданных Госиздатом) писал, что «легче ребенку понять психологию спящего слона, чем нам, взрослым, психологию ребенка».
В бешеном потоке революционных дней мы еще не выбрали времени для изучения психологии спящего слона. Но психологию ребенка мы познать пытаемся.
Не всегда удачно, не всегда плодотворно, но пытаемся.
... Был московский вечер, когда мягко и печально тают пухлые с розовой каемочкой облака, когда над острыми сухими кремлевскими башнями с тоскливым криком, качаемые ветром, мечутся бездомные черные галки. Одним словом, в обыкновенный весенний вечер я сипел в детской библиотеке и беседовал с худым, чахоточным библиотекарем, незримо и упорно трудящимся, над разгадкой психологии ребенка.
- Скажите мне, что читают дети? Какую книжку они спрашивают?
Библиотекарь ответил спокойно и просто.
- Дети такой сложный и интересный народ, что рассказывать о них очень трудно. Посидите, увидите сами.
В окна струился спокойный, захолустный вечер.
Где - то далеко, далеко звонили ко всенощной. Полки и шкафы задумчиво глядели в большие желтые окна и о чем - то думали.
Антон Кречет
Первым пришел в библиотеку мальчик. Такой маленький, с аккуратно завернутой в газету книжечкой подмышкой. Мальчик деловито подошел к стойке, положил на нее свою книжку и сказал - «вот»! Потом посмотрел в окно и добавил: «А татары есть у вас? А то нам зачеты сдавать».
Получив «татар», мальчик ушел. Незаметно, и как - то сразу, библиотека наполнилась. Девочка четырнадцати лет, доверчиво глядя в глаза библиотекаря, говорила просто и убедительно:
- Я хотела бы что - нибудь кровавое, про вампиров. Организовался кружок. Сидим, рассказываем разные кровавые рассказы. Ну, и больше ничего.
- Вот нет ли у вас книжки про море?
- Ибаньеса, «Море»? - чуть видно, как - то внутренне улыбаясь спросил библиотекарь.
- Не знаю. Про море.
Из стройной фаланги книг выхватывается одна, двадцать секунд на формуляр, две минуты на беседу и девочка, завернув книжку в клеенку, уходит.
- Дайте про обезьян. Про обезьян вообще интересно, потому что они всегда балуют, они без дела никогда не сидят.
Малыш в пуховом платке, вместо шапки, поднявшись на цыпочки и судорожно вцепившись в край стойки повторяет, стараясь перекричать остальных:
- Есть у вас о царизме.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.