Есть в Москве, на улице Горького, большой дом с колоннадой с двумя старыми пушками у подъезда, В этом доме оживает в славных реликвиях, в пожелтевших от времени листах подпольных газет, в документах, картинах и фотографиях история Великой Октябрьской социалистической революции.
Это Музей Революции.
Здесь можно увидеть страничку ленинской рукописи с его поправками и пометками. И понять ещё живее и глубже, как из искры ленинского слова рождалось пламя всенародного восстания.
Здесь можно прочитать набранные в подпольных большевистских типографиях листовки с наставлениями о приёмах и тактике уличного боя. И увидеть, как достоянием революционного народа становилась наука о вооружённом восстании, разработанная Владимиром Ильичей Лениным и Иосифом Виссарионовичем Сталиным...
Но я не собираюсь рассказывать о реликвиях музея - они и без того известны и памятны многим. Я хочу рассказать о том, какие чувства и мысли пробуждают эти реликвии в людях нашего поколения.
Есть в этом музее книг» отзывов, накопленные за многие годы. Книги толстые, большого формата, с большим количеством страниц. И примечательно, что нет в этих книгах ни одного чистого листа, всё заполнено простым», взволнованными высказываниями людей самых разнообразных профессий, занятий и судеб.
Очевидно, из этого дома нельзя выходить спокойным, с мыслями обыденными и мелкими. Великое прошлое взывает к людям нашего времени. И они отвечают - трудом, подвигом, продолжая дело отцов.
Перелистаем одну из книг, прочтём взятые наугад записи.
1944 год. Война ещё в разгаре. Короткая, быстрая запись, стремительный почерк: «История революционного движения России и революции 1917 года, ярко освещенная в Музее Революции, ещё больше подчёркивает величие нынешних дней и зовёт на последний бой с подлым врагом». И подпись - Герой Советского Союза, партизан Павлов. Этот человек приехал с фронта, был в музее и вернулся на фронт, окрылённый примером и священным заветом людей Октября.
Другая запись. Старший лейтенант Кудинов, участник Сталинградского сражения, пишет: «Войдя в комнату «Царицынская оборона», я невольно вновь представил сталинградские бои 1942 года. Художник с особым чувством показал героическую оборону Царицына, как реальную действительность. Я уверен, что каждый участник сталинградских боёв воспримет эту картину, как живую, вспомнит суровые сталинградские бои 1942 года, и сердце его переполнится гордостью за то, что он был защитником города Сталина и устоял перед фашистскими собачьими полчищами. Моё офицерское спасибо дирекции и художнику панорамы «Царицынская оборона». Ст. лейт. Кудинов».
Перекличка времен, встреча двух поколений! Панорама и впрямь создаёт живое, очень точное впечатление о местности. Отсюда видно так, как если бы мы стояли на гребне Мамаева кургана. Во-он линия нашего переднего края, чуть не у самого берега. Там ещё баки нефтяные стояли, на панораме не видно - восемнадцатый год! А при нас были, только сгорели, и мы там держались. - Верно. А там, правее, Тракторным и «Красный Октябрь». В восемнадцатом году, выходит, пустыри на их месте были. - Переправа, переправа - вон она, против песчаной косы! Последняя маша... Так не видно, а памятью угадываю. Участок генерала Чуйкова... - Особенная земля - царицынская!... - И сталинградская... Запись 1945 года:
«...музей - словно чудесный кинофильм о недавнем и славном прошлом нашей матери-родины, за которую геройски дрались наши отцы и старшие братья и за что мы в дни Великой Отечественной войны дерёмся с немецкими варварами. Я верю, что в этот прекрасный музей в недалёком будущем доставят новый экспонат: ключи от города Берлина!
Сегодня (23.01.45) Красная Армия уже о Южной Силезии. Ст. сержант Сухачевский». Связь времён неразрывна! Однажды в музей пришла женщина и сказала, что в нём должно храниться партизанское знамя её мужа. Её провели к тому месту, где сложены простые, вышитые грубыми, натруженными руками знамёна дальневосточных партизан. И она нашла знамя своего мужа. На нём было вышито три слова: «Лихим орлам Сучана». Она сжала его в руках и заплакала.
- Отец, отец, - сказала она, - нет больше моих сыновей!
Муж этой русской женщины был рабочим в уральском городе Златоусте. В годы гражданской войны он сражался в рядах Красной Армии, и судьба забросила его на Дальний Восток, на шахты Сучана. Он создал там один из шахтёрских партизанских отрядов. Под знаменем, которое хранится теперь в музее, бился он с интервентами и белогвардейцами и пал смертью храбрых. Жена его осталась одна и на трудовые свои деньги воспитала и вырастила двух сыновей. Храня заветы отца, в грозный для Родины час войны с фашистской Германией юноши поступили в военную лётную школу и вскоре повели в бой свои воздушные корабли. Они сражались доблестно и умело, они прошли долгий путь, и только во время наступления в Венгрии погиб первый из них. Памятник ему стоит в Будапеште. Второй сын этой женщины принял смерть в ту минуту, когда мотор его воздушного корабля вышел из строя, но, спасая своих пассажиров, пилот довёл его до земли, чудом опустил на немыслимую для посадки трясину: жизнь сохранил всем, но сам скончался от раны, полученной от удара грудью о штурвал.
Похоронив сына, старая женщина отправилась в Москву и пришла в тот дом, где хранится священное знамя сучанского партизана. Она долго держала это знамя в руках и, может быть, думала, что жизнь прожита честно, что два её сына погибли в бою за великое дело и это она воспитала их для подвига, помня о подвиге мужа...
События революции и гражданской войны ярким, издалека идущим светом озаряют в сознании современников наших подвиг нового поколения советских людей. Записи в книгах стали ещё обширнее и полнее после того, как в музее открылась выставка народных подарков товарищу Сталину.
«Язык кажется бедным, - пишет Сергей Лебедев, - когда хочешь выразить свои чувства от осмотра выставки. Не хватает слов: их будет мало, если даже, кроме русского, знал бы десяток иностранных языков. Эта чудесная выставка - воплощённая любовь народа к своему вождю».
Некто, подписавшийся неразборчиво, выразил свою мысль поэтическими словами: «Выставка подарков утверждает, что всё лучшее в человеке тянется к Сталину, как трава к солнцу». И это великая правда, ибо в залах выставки можно найти чудесные дары, присланные Иосифу Виссарионовичу со всех концов земного шара. Произведения безвестных художников, волшебное зерно риса из Индии, на котором только через лупу можно прочесть приветствие Сталину от индусов; головной убор из перьев орла, присланный вождю, великому из великих, индейскими племенами Северной Америки. Но самые драгоценные по мастерству произведения народных талантов присланы в дар Иосифу Виссарионовичу людьми нашей страны. И видишь в этом, как просторна для творчества свободная и счастливая советская земля.
«Выставка подарков товарищу Сталину, - пишет в книге отзывов капитан А. Цымбал, - вызывает восхищение, равное которому может быть получено только от лучших произведений мирового искусства. Ещё раз убеждаешься, как беспредельна любовь народов не только Советского Союза, но и всего мира к товарищу Сталину. Каждый подарок - это выражение лучших чаяний, надежд и веры, связанных с именем Сталина».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.