Миллионы наших молодых людей умирают, не достигнув тридцатилетнего возраста», - заявила на Всемирной конференции демократической молодёжи, состоявшейся э прошлом году, делегат Индии студентка Китти Бумла. «Грамотных, - продолжала она, - среди молодёжи Индии не более пятнадцати процентов. Тысячи индийских студентов, рабочей и служащей молодёжи, учителей не имеют жилой площади; они живут буквально под открытым небом, спят под забором. В одном лишь Бомбее число бездомных, главным образом молодёжи, достигло двухсот тысяч...»
Из слов Бумлы и выступлений других индийских делегатов представители молодёжи всех стран мира узнали, насколько мрачны и беспросветны условия, в которых протекают детство, отрочество и юность молодого поколения Индии.
Четырёх сотмиллионное население Индии находится в колониальной, кабальной зависимости у Англии. И в этом причина всех причин трагедии индийской молодёжи.
Англичане любят на все лады повторять сказку о своей, якобы цивилизаторской роли в Индии, но даже по официальным данным, в Индии 92 процента населения неграмотно!
Из шестидесяти миллионов детей в возрасте от шести до четырнадцати лет школу посещает не более одной пятой части. Фактически же учится значительно меньшее число детей. По данным 1941 года, из 160 тысяч детей школьного возраста, проживающих на плантациях долины Сурма, училось только семь тысяч. Остальные, в том числе шести - семилетние дети, вместе со взрослыми с утра до позднего вечера работали на плантациях.
Медицинские учебные заведенья Индии ежегодно выпускают 600 - 650 человек. И это в условиях, когда на десять тысяч горожан и на двадцать тысяч крестьян приходится один врач! В остальных высших учебных заведениях студенты изучают гуманитарные науки и становятся либо учителями либо государственными служащими. Технических учебных заведений в стране почти нет. Сотни учителей, получающих мизерное жалованье, бросают школы и уходят на заработки, чтобы не умереть с голоду.
Вполне справедливо на Международном студенческом конгрессе в Праге делегаты Индии обвиняли английских империалистов в том, что из-за их политики девять десятых индийской молодёжи пребывает в невежестве.
Таковы результаты почти двухвековой деятельности англичан в Индии. Может быть, цивилизаторская роль чужеземцев сказалась в повышении благосостояния населения полуострова? Однако исторические факты и действительность решительно опровергают это.
Миллиарды, отнятые у Индии Венецианец Манучи, живший в XVII веке, в своих воспоминаниях об Индии пишет о процветании вымирающей ныне от голода, малярии и туберкулёза Бенгалии. «Всего здесь в изобилии, - восхищается венецианец, - фруктов, овощей, зерна, муслина, шёлковых и с золотым тканьём одежд».
История имеет и другое свидетельство. Врач, француз Бернье, посетивший Индию а середине XVII века, оставил следующую запись о Бенгалии: «Знакомство с Бен га л ней в течение двух моих визитов туда убедило меня в том, что эта страна богаче Египта. Она в изобилии вывозит хлопок, мак, рис, сахар я масло. Она с избытком производит необходимые для собственного потребления пшеницу, овощи, разного рода зерно. Куры, утки, гуси и всякого рода рыба имеются а избытке. От Рашмахала и до моря простирается множество каналов, построенных в давно прошедшие века с помощью колоссального труда для целей навигации и орошения».
Такую же картину, как утверждают в своих воспоминаниях эти два иностранца, можно было наблюдать почти во всей Индии.
После вторжения англичан материальный уровень жизни индийцев с каждым поколением всё более снижался, и в настоящее время Индия стала страной безмерной нищеты и голода. Ничего удивительного в этом нет, ибо история английского хозяйничания в Индии - это история всё возрастающего циничного грабежа закабалённого ими народа.
Владычество англичан в Индии началось с прямого присвоения накопленных там в течение многих веков богатств. За столетие (1758 - 1857) они вывезли из Индии почти на один миллиард фунтов стерлингов ценностей. Этим был нанесён первый страшный удар по Индии, подорвавший благосостояние её народов.
Следующим шагом колонизаторов была передача откупщикам поземельных налогов в собственность тех земель, с которых они собирали налоги. Миллионы крестьян остались без земли, обнищали, сделались батраками.
С начала прошлого века капиталисты метрополии стали наводнять Индию дешёвыми фабричными тканями. В результате этого ремесленники, ткачи и прядильщики остались без средств к жизни. Равнины Индии, по образному выражению тогдашнего губернатора, забелели от скелетов ткачей.
В 1840 году сэр Чарльз Тревельян докладывал комитету, избранному палатой общин: «Мы уничтожили их мануфактуры, у них ничего не осталось, кроме того, что производит земля».
Грабёж Индии усиливался с каждым десятилетием. На протяжении семидесяти пяти лет хозяйничания английской Ост-индской кампании общая сумма выкачанной из Индии дани составила 150 миллионов фунтов стерлингов. А на протяжении последних двух десятилетий до начала, второй мировой войны ежегодная дань, поступающая из Индии в Лондон, достигла той же суммы - 150 миллионов фунтов стерлингов. В этом гигантском усилении эксплуатации причина того экономического тупика, в котором оказались сейчас индийцы.
Девять из десяти индийцев – нищие.
Нищета - обычное явление капиталистического общества. Но нищета в Индии особого рода. Здесь нищими являются почти девять десятых населения. Экономисты подсчитали, что расходы на содержание одного заключённого - в два с половиной раза превышают доход крестьянина.
Индию называют империей голода. Широко известна поговорка «голоден, как индус». Голод - страшный бич Индии. В первой половине прошлого века было семь голодных лет, и от голода умерло полтора миллиона человек; во второй же половине века было двадцать четыре голодных года и двадцать восемь миллионов жертв. Все годы нынешнего столетия в Индии свирепствовал голод, унесший десятки миллионов жизней.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.