В помещении бывшей синодальной типографии в Москве хранится слепок с надгробной плиты, на которой можно прочесть надпись: «Иоан Феодорович, друкарь (печатник) москвитин, который своим тщанием друкование занедбалое (печатание забытое) обновил, преставися (скончался) в Львове року (года) 1583 декемврия (декабря) 6». Надгробная надпись и редчайшие экземпляры печатных книг - вот то немногое, что дошло до нас от замечательного русского мастера - первопечатника Ивана Федорова.
Печальна была судьба этого человека, как и многих других изобретателей и новаторов в старой России. В 1563 году Иван Федоров и его товарищ Петр Мстиславец начали работу в первой русской типографии - московском «Печатном дворе». В 1564 году из этой типографии вышли в свет «Апостол» и «Часовник» - если не первые, то одни из самых ранних печатных книг в России. Иван Федоров был не простым ремесленником, а настоящим художником: напечатанные им книги представляют изумительные образцы полиграфического искусства. «Послесловия», которые Иван Федоров помещал в выпускаемых им книгах, показывают, что он был образованным человеком.
Книги в «Печатном дворе» выпускались под особым наблюдением царя Ивана Грозного, стремившегося использовать печатное слово как средство упрочения царской власти и укрепления единства русского государства. Деятельность Ивана Федорова вызвала ненависть реакционного духовенства и боярства, боровшихся против усиления центральной власти на Руси. Церковники натравили на Ивана Федорова московских переписчиков, которые опасались, что книгопечатание отобьет у них заработок. В 1565 году «Печатный двор» был сожжен уличной толпой, Иван Федоров и Петр Мстиславец бежали заграницу. Иван Федоров с горечью писал впоследствии, что на него озлобились «многие начальники, священноначальники и учители», из - за чего он и был изгнан «от земли и отчества».
По приблизительным подсчетам, общий тираж печатных книг, выпущенных в России до конца XVI века, не превышал 20 тысяч экземпляров, причем все эти книги были церковные. Но самый факт появления книгопечатания имел огромное значение для развития культуры в России, и нам дорога память об Иване Федорове - одном из пионеров русской культуры и образованности.
С. НИКОЛАЕВ
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Обращение гороев советского союза к молодежи