84 года назад Севастополь героически оборонялся от союзной армии англичан, французов и турок. Флот союзников укрывался в тесной Балаклавской бухте. Узкий извилистый вход - ущелье, зажатый между высокими обрывистыми скалами, соединял ее с морем. В ноябре 1854 года войскам союзников прислали жалование. Большой груз золота (сотни бочонков с золотой монетой) прибыл на английском корабле «Принц». Море было неспокойным. «Принц» вместе с другими судами стоял вблизи берегов на якорях, ожидая возможности зайти в укрытую бухту: проскользнуть туда в непогоду было почти невозможно.
«Принц» не попал в бухту: страшный шторм, налетевший ночью, сорвал суда с якорей. Чудовищные волны швыряли, разбивали корабли о скалистые берега. Эскадра погибла.
Прошло несколько десятилетий. Возникла и пошла гулять по свету романтическая легенда о золотом кладе на дне Черного моря. В этой легенде «Принц» стал «Черным принцем», груз золота вырос в колоссальную, манящую величину. Десятки иностранных экспедиций производили безуспешные поиски места гибели корабля.
В 1923 году работами по розыску «Принца» заинтересовались коллегия ОГПУ и лично тов. Дзержинский. Вскоре ОГПУ решило создать специальную экспедицию подводных работ особого назначения - Эпрон. Было это ровно пятнадцать лет назад.
«Принц» был найден. Обнаружив остатки старинного парового судна, водолазы Эпрона все же не нашли золота. Много позднее выяснилось, что англичане секретно выгрузили с «Принца» драгоценный клад в Константинополе и тщательно это скрывали. Однако создание Эпрона отнюдь не было ошибкой. Работы по розыску «Принца» открыли новую страницу в истории советского судоподъема.
Эпроновцы занялись подъемом судов, затопленных в Черном море в годы интервенции. Всплыл «Пеликан», подводная лодка, потопленная белыми у выхода из Одесской гавани. Через некоторое время в Севастопольской бухте подняли подводную лодку «Орлан». Силы Эпрона росли и крепли. Приведен был в док корабль - великан «Мария», полузатонувший линкор, взорванный немецкими шпионами в июне 1916 года. Несмотря на штормы и осеннюю непогоду были извлечены со дна Новороссийской бухты миноносцы «Капитан - лейтенант Баранов» и «Лейтенант Шестаков». Несколько Лет ушло на поиски «Гаджибея», линкора «Свободная Россия» и других боевых судов Черноморского флота, потопленных революционными моряками по приказу В. И. Ленина в дни немецкой оккупации Украины, когда интервенты блокировали все черноморские порты и пытались захватить эскадру в свои руки.
С огромным подъемом встречали трудящиеся Одессы, Севастополя, Новороссийска «воскресшие» корабли. К пятилетию Эпрона, в ноябре 1928 года, ЦИК СССР наградил экспедицию орденом Красного трудового знамени. Эпрон стал краснознаменным.
В это время отряды Эпрона организовывались на Балтике. Еще осенью 1927 года инструктор и несколько водолазов вышли на тральщике к месту гибели большой, 1000 - тонной английской подводной лодки «L - 55», потопленной нашими эсминцами «Гавриил» и «Азард». Лодка пришла в Кронштадт под красным флагом. Первый же выход в Балтику принес победу.
Сейчас на всех морях, реках и озерах страны существуют отряды Эпрона. В Ленинграде, на набережной Красного флота, помещается Главное управление Эпрона. В кабинете флагмана 2 - го ранга начальника краснознаменной экспедиции тов. Ф. И. Крылова висят карты. Заливы морей, фарватеры рек испещрены разноцветными точками. Каждая точка имеет свою историю. Все это корабли, малые и большие, затонувшие в разное время, на разных глубинах, с разными грузами.
Многие из морских кладбищ уже основательно «очищены» эп - роновцами. Сотни судов, гордо несущих советский флаг, имеют в своем послужном списке многозначительную пометку: «Поднят Эп - роном. Восстановлен в 193. году».
В глубокую полярную ночь при тридцатиградусных морозах и девятибалльных штормах стойко и самоотверженно работали эпроновцы на спасении ледокола «Малыгин». Эпроновцы победили стихию. То, что делалось у входа в Айс - фиорд в марте 1933 года, может быть определено коротко: «Мужество плюс выносливость».
Сложнейшую технику применил Эпрон на подъеме ледокола «Садко», который семнадцать лет пролежал на дне Кандалакшского залива. Под корпусом корабля водолазы промыли узкие туннели. Потом в них завели широкие стальные полосы «полотенец». После многих месяцев подготовки могучие понтоны подхватили корабль (он повис на «полотенцах») и вынесли на поверхность залива.
Жестокие осенние штормы не помешали Эпрону спасти ледокол «Сибиряков», потерпевший аварию у Карских ворот (на Новой Земле); вскоре он вступит в строй ледокольного флота.
За 10 месяцев 1938 года Эпрон поднял со дна морей, рек и озер и снял с мелей и рифов 71 судно общим тоннажем в 65 тысяч тонн. Большую работу провели эпроновцы по очистке водных путей, удалению перекатов (мелей) на Волге, Оке, Днепре. В дни празднования 21 - й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции Эпрон преподнес стране замечательный подарок - пароход «Петр Великий», поднятый со дна Черного моря.
Комсомольцы - эпроновцы зарекомендовали себя отличными знатоками водолазного дела, преданными, смелыми, самоотверженными людьми.
Комсомольцы Тихоокеанской экспедиции Эпрона тт. Милых, Аспидов, Сиднее много часов пробыли в холодной морской воде, заделывая отверстия у потерпевшего аварию парохода «Охотск».
Еще ни один водолаз мира не превзошел рекорда по глубине спуска, установленного комсомольцем - орденоносцем депутатом Верховного Совета Крымской АССР тов. В. М. Медведевым.
Комсомольцами - водолазами гордится весь Краснознаменный Эпрон.
М. ЧЕРНЕНКО
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.