На седьмые сутки похода «Мурман» вошел в крупнобитый лед Гренландского моря. Теперь вокруг нас простиралось необъятное ледяное поле.
Вдали, на горизонте, показались горные цепи, снежный покров которых блестел на солнце. Это была Гренландия. Где - то недалеко от гренландских берегов дрейфовала льдина Папанина.
Двигаться дальше чрезвычайно трудно. Ледяные торосы не под силу нашему кораблю.
Мы начали искать льдину, на которой можно было бы устроить аэродром. На палубе корабля летчики и механики принялись собирать самолет. Через сутки корабль пробился к большой и гладкой льдине размером 500X800.
Каждый из нас, спустившись на лед, взял в руки кирку или топор. Не прошло и двух часов, как льдина превратилась в первоклассный аэродром. Зашумел мотор самолета. Летчики Черевичный и Карабанов сели в кабину.
- Если можно, захватите с собой Папанина! - крикнули мы пилотам.
Через полтора часа над аэродромом загудел самолет. Он шел прямо на посадку. Но что мы увидали? В кабине вместо ожидаемых нами трех человек сидел один, и этот человек был нам незнаком. Выйдя из кабины, он отрекомендовался:
- Я летчик Власов, с борта «Таймыра». Вылетел в разведку, хотел приземлиться на льдину около своего корабля, а льдину размыло. Вот и решил сесть у вас...
Только мы начали знакомиться с Власовым, как над аэродромом снова загудел самолет. Это прилетел Черевичный.
- Где Папанин? Где лагерь? - забросали мы вопросами Черевичного. Разводя руками, он отвечал:
- Лагеря Папанина не обнаружил... Сейчас полечу снова...
Со второй разведки Черевичный обещал вернуться через час. Но прошло уже три часа, а он не возвращался. Настала темная ночь, на небе ни звездочки.
Этой ночью никто не спал. Все вглядывались во мрак: не вспыхнет ли световой сигнал? Ведь Черевичный, улетая, захватил с собой 20 световых ракет. Но туман так сильно окутал корабль, что ничего нельзя было различить.
Утром Власов вылетел на поиски Черевичного. Мы все, стоя на аэродроме, с нетерпением ожидали его возвращения. Все молчали. Тишину нарушил прибежавший на аэродром радист Яровицын. В руке у него трепыхался листок бумаги.
- Радио от Кренкеля. Власов сел у Папанина!
- Ура! - закричали мы и бросились на корабль к радиорубке, но Яровицын остановил нас.
- Власов уже вылетел обратно! Да вон он летит! - и Яровицын указал пальцем на черную точку на горизонте, которая все увеличивалась.
Не успел Власов спуститься из кабины на лед, как мы подхватили его на руки и начали качать. Вот что он нам рассказал:
- Полетел я искать Черевичного, а нашел Папанина... Лечу, все время гляжу вниз, не покажется ли где самолет. И вдруг вижу: какая - то ледяная избушка, а по бокам натыканы палки, на палках - одежда. У ледяного домика стоит человек с киноаппаратом и крутит ручку. Откуда здесь кинооператор? Вскоре я разглядел еще троих людей. Они махали нам руками. У киноаппарата, как я узнал потом, был Иван Дмитриевич Папанин, который снимал на пленку прилет самолета. Один из зимовщиков стал показывать мне рукой обратное направление. Я догадался, что мне указывают путь к аэродрому. Повернул обратно. Вскоре я приземлился на хорошей, гладкой льдине, где были расставлены черные флажки, указывающие место посадки... Через 15 минут на аэродром прибежал Папанин. Мы крепко обнялись. От радости я даже заплакал. «Хорош ли наш аэродром?» - спросил Папанин. «Очень хороший, просто как настоящий», - ответил я Папанину... Начинало темнеть. Папанин торопил: «Скорее назад, а то заблудитесь!» Прощаясь со мной, он говорил: «Пока не найдете Черевичного, мы лагеря не покинем». «Обещаю найти Черевичного», - ответил я. Я сел в машину, сделал прощальный круг над лагерем и полетел обратно.
Власов задумался. Его лицо вдруг стало мрачным.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.