В порядке постановки вопроса
Клуб - форпост культурной революции, организатор массовой самодеятельности и досуга. Задачи культурно - политического воспитания масс предъявляют к клубу сейчас повышенные требования, с которыми однако клуб до сих пор еще не справился. Сплошь и рядом клубы безынициативны и бездеятельны в части организации досуга обслуживаемой им массы, в том числе рабочей молодёжи;
В клубах скучно, молодежь туда не идет, свободное время молодежи клубом не организовано. В подтверждение этого можно привести сотни примеров из практики бездействующих по существу дворцов культуры Донбасса, клубов Москвы и других городов.
Заседательская суетня, работа по шаблону, заполнение клубных вечеров бесчисленными, утомительными по времени и скучными по форме, собраниями, почти полное игнорирование молодежных запросов, изолированность от могучих проявлений культурной самодеятельности масс - вот, к сожалению, характеристика, верная по отношению ко многим нашим клубам.
Это в одинаковой степени относится и к комбинатам по организации досуга - паркам культуры и отдыха, которые, несмотря на сравнительно большую посещаемость, все же не могут похвалиться тем, что они являются местом, где действительно можно отдохнуть, развлечься, получить бодрую, жизнерадостную зарядку.
Метод культработы путем полигтагитнагрузок на каждую улыбку, танец, игру, культивируемый некоторыми «подьячими бытового ведомства», получил уже достойное сатирическое отражение в фельетонах, статьях и нашел резкое осуждение в решениях ВЦСПС и комсомола. Однако положение во многих клубах все же остается мало измененным. Очень медленно поворачиваются наши клубы лицом к действительным запросам рабочей молодежи. И причину этого мы видим в том, что каждый чиновник от культработы хочет показать свои достижения количеством собраний, совещаний, вывешенных лозунгов, а не живыми людьми, которые имеют право на смех, на радость, на веселье и вынуждены это находить вне стен своего клуба.
В данной статье мы хотим поговорить о танцах, об их месте в системе работы клуба. Эта форма культурной организации досуга, занимающая в быту молодежи значительное место, целым рядам клубов до сих пор игнорируется как нечто предосудительное, подлежащее искоренению и анафеме.
Ханжи от культработы не только не способствовали организации этого вида художественной самодеятельности масс, а больше того - они запрещали молодежи танцевать в клубах. Если бы у этих клубных чинуш спросить, кто и в силу каких причин запретил танцы, они, разумеется, не нашли бы ничего вразумительного для ответа, тем не менее продолжали бы невнятно бормотать нечто о несоответствии задач выполнения пятилетки с кадрилью и т. д. Когда редакция «Комсомольской правды» недавно поставила в Горловке (Донбасс) вопрос о проведении в молодежном общежитии вечеринки с танцами, то местные заправилы культурной жизни ЧУТЬ ЛИ не зачислили представителей редакции в разряд оппортунистов.
Позвольте! Что за танцы, что за пляски?
Культпроп шахтпарткома буквально заявил следующее:
- Как вы можете этакое предлагать? Танцы - давно отживший метод работы. Сейчас не 1925 год.
Правда, такое положение не везде. Целый ряд клубов ганцы допускает. Некоторые парки культуры и отдыха даже организуют специальные танцевальные залы и площадки. Так например парк культуры и отдыха в Сокольниках организовал танцевальный зал. Радиостанция МОСПС передает танцы накануне выходного дня.
Открытие танцевальных площадок и зал - несомненно положительный фактор в деле перестройки культработы - лицом к интересам молодежи. Однако, устройство одних танцевальных зал и площадок и введение танцев - это еще не все. Необходимо подумать об их содержании и о том, какие танцы нам нужны.
Находятся еще такие теоретики, которые считают, что каждый танец должен быть построен на основе диалектического материализма, а следовательно поэтому нужны особые, отличные от общепринятых, движения. Другие требуют, чтобы на танцевальных площадках были только массовые танцы, категорически запрещая... парные (!). Иные требуют, наоборот, только старых бальных танцев и т. д.
Во всяком случае ясность в этот вопрос не внесена, и многие клубные руководители частенько впадают в ту или иную крайность, плетутся в хвосте отсталых настроений или наоборот, забывая об огромном эмоциональном значении танцев, благочестиво от них открещиваются: дряхлое, дескать, наследство.
О том, что танцы, которые сейчас исполняются молодежью в клубах и на танцевальных площадках, не удовлетворяют, мы слышим неоднократно. Удивительного в этом ничего нет. Некоторые танцы, распространенные в наших клубах, пришли к нам еще чуть ли не со времен средневековья. Музыку и движение для них написали и обработали придворные и церковные композиторы, танцмейстеры, приспособившие их к этикету знати.
И действительно, некоторые из этих танцев, - известные под названием «бальных», в своих движениях ярко подчеркивают элементы придворного этикета - реверансы, притопывание, щелканье воображаемыми шпорами, оставшееся в танцах от кутящих гусаров. К этому следует прибавить затасканность мотивов и необходимость повторять однообразные, заученные движения. Все это приводит к разрыву между танцевальным репертуаром и современностью.
Вместе с этим в силу своей эмоциональной насыщенности и художественности, в силу своих высоких хореографических данных многие старые, общеизвестные и популярные доселе, танцы несомненно еще сыграют культурную роль, и выбрасывать их за борт современности, вычеркивать в два счета из быта нельзя. Отношение к ним должно быть такое же, как и к другим видам искусства.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.