Ленин учил:
«Строить новую дисциплину труда, строить новые формы общественной связи между людьми, строить новые формы и приемы привлечения людей к труду - это работа многих лет и десятилетий. Это благодарнейшая и благороднейшая работа».
Ленинский район в Москве, который недаром носит имя вождя, недавно рапортовал о досрочном окончании пятилетки. Среди предприятий, вышедших первыми к финишу пятилетки, числится краснознаменный завод имени Землячки. Отчет сухо рапортует:
«Завод показал внедрение сменно - встречного планирования, составление техпромфинплана в каждой хозрасчетной бригаде, ввел у себя метод ежедневной часовой переклички между бригадами и отдельными ударниками».
Сухие строчки отчета скрывают волну огромного массового энтузиазма. Какое иностранное ухо, кроме уха родного нам западноевропейского пролетария, усвоит их сокровенный смысл? Ленин писал о десятилетии «благороднейшей и благодарнейшей» работы по внедрению новой дисциплины труда, новых форм и приемов привлечения к труду. 12 лет назад были написаны эти слова - и вот перед нами образцы новых форм и приемов, новой дисциплины труда на социалистическом производстве. План включен в самый процесс производства. Мы добились органического сочетания в идиом пролетарии организатора и исполнителя, экономиста и техника, хозяина и рабочего.
Сменно - встречное планирование, хозрасчетное бригады и планово - оперативные группы, техпромфинплан, доведенный до станка, бригады «ДиП» и производственный буксир - наша эпоха изобилует формами, организующими, новое, коммунистическое отношение к труду: «Труд по привычке трудиться на общую пользу, как говорил Ленин, по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд, как потребность здорового организма».
Целые поколения буржуазных писателей и ученых занимались «философией труда», ища той загадочной, метафизической сущности, которая сделала бы труд желанным и радостным в условиях капиталистической эксплуатации. И постоянной загадкой оставалось проклятие старого общества, в котором труд был ярмом, тяжким бременем каторжника, обреченного на голод или рабство. Ленинская философия труда легко и просто разрешила эту загадку. Но это решение так же просто, как неразрешимо для капитализма: чтобы труд стал свободным, надо уничтожить капитализм. Представьте себе только сменно - встречное планирование или планово - оперативную группу на капиталистическом предприятии!
Один из корреспондентов московского ударника Филипповн, ставшего популярным за границей после того, как там узнали его жизнь, доступную каждому советскому пролетарию писал ему:
«На снимках ваших заводов я не вижу обязательных у нас фигур: надсмотрщиков, шпиков, раззолоченных акционеров...»
Что и говорить: у нас их действительно не найти...
Мечущиеся в лихорадке кризиса английские лейбористы выдвинули «а последнем съезде «сверхлевый» проект «социализма в капиталистическом' государстве»: крупные предприятия национализируются, создается план, внешняя торговля монополизируется, на предприятиях создается раоочии контроль... все хорошо, лучше не надо. Впопыхах они забыли сказать о самом главном: государство остается капиталистическим, собственность на средства производства - тоже... Английские рабочие пока что встретили этот план полным равнодушием, но мы легко можем представить свое этот «социализм», если предположим, что наше государство находилось бы в руках Рябушинских и Нобелей. Путилов организует сменно - встречный, а Морозов обсуждает в хозрасчет ной бригаде способы максимального увеличения своих прибылей.
Величие ленинского учения о труде заключается том, что оно исторически неотделимо от победы пролетариата, что носителем его может явиться только пролетариат.
«Если в голодной Москве, - писал Ленин, - летом 1920 г. голодные рабочие, пережившие тяжелые четыре года империалистической войны, затем полтора года еще более тяжелой гражданской войны, смогли начать это великое дело (субботники. - Ред.), то каково будет развитие дальше, когда мы победим в гражданской войне и завоюем мир?»
Гениальный исторический глаз Ленина пронизал всю эпоху на целое десятилетие вперед. «Он хитро посмеивается, этот кремлевский мечтатель» - писал о Ленине Герберт Уэльс.
Ленин недаром смеялся: он видел то, что сейчас видит весь мир. Он смеялся так же, как - сейчас смеются над всей буржуазной экономикой цифры пятилетки, цифры, делающие историю.
В героической колонне цифр пятилетки воплощена наша эпоха, эпоха ленинских побед. И на гранях этой эпохи - дна мира: Россия старая, буржуазная, нищая, плетущаяся в хвосте капиталистических стран, и СССР, догоняющий и перегоняющий передовые страны.
За четыре года, отделяющие нас от первых дней пятилетки, СССР пробежал расстояние, какого не удавалось за такой срок пробежать ни одной капиталистической стране. Под руководством ВКП(б) во главе с т. Сталиным - величайшим из соратников Ленина - мы построили фундамент социалистической экономики. Из страны аграрной СССР стал страной индустриальной. По продукции, тракторов мы занимали последнее место, так как мы начали с нуля. Сейчас мы заняли первое место в мире. По химии и электроэнергии мы занимали восьмое место в мире, сейчас занимаем четвертое и пятое. По углю мы выдвинулись с шестого места на четвертое. Мы заняли первое место в Европе и второе в мире по чугуну, общему машиностроению и нефти; четыре года назад мы занимали соответственно шестое, четвертое и третье места в мире. Первое место в мире мы заняли также по сельскохозяйственному машиностроению и по торфу.
Исходя из ленинских указаний, партия, руководимая т. Сталиным, наметила историческую программу коллективизации единоличного сельского хозяйства и в итоге первой пятилетки добилась решающих успехов в деле реконструкции деревни на социалистических началах. «Партия добилась того, что кулачество как класс разгромлено, хотя и не добито еще, трудовое крестьянство освобождено от кулацкой кабалы и эксплуатации и под советскую власть подведена прочная экономическая база в деревне, база коллективного хозяйства» - заявил тов. Сталин на январском пленуме ЦК' и ЦКК.
Эти победы достигнуты вопреки врагам, вопреки оппортунистам, тянувшим партию в болото неверия, паники перед трудностями.
Ленинский комсомол, борющийся под знаменами Ленина и Сталина на передовых участках пятилетки, воплотил в своем энтузиазме, в своей беззаветной борьбе за дело Социализма идеи ленинского коммунистического труда. Тысячи незаметных героев - комсомольцев показывают на всех участках нашей великой стройки, как нужно бороться и работать «для дальних». И в победе первой пятилетки огромная доля по праву принадлежит комсомолу. С тем же энтузиазмом он вступаем во вторую пятилетку ленинского труда, пятилетку построения бесклассового общества.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
«МОЙ ДРУГ» Н. Погодина в Театре революции
Каковы итоги пятилетки в четыре гола области промышленности?