Очерк первый
Ледокол «Сибиряков» победоносно завершил по заданию партии и правительства исторический поход из Архангельска во Владивосток в одну навигацию, без зимовки.
Экономическое и оборонное значение этого новою образца большевистской воли и настойчивости огромно! Большевики первым же ударом выполнили то, о чем мечтали десятки отважных исследователей о течение нескольких столетий.
Участник экспедиции «Сибирякова» Бор. Громов делится с читателями «СМЕНЫ» своими впечатлениями и путевыми записями о героическом рейсе.
Открытие Северо - восточного прохода, который соединил Атлантический океан с Тихим, с давних времен интересовало человечество.
Сотни отважных путешественников - энтузиастов, рискуя жизнью, пытались приоткрыть завесу таинственности, найти путь из Европы к заманчивым богатствам Китая и Индии.
Собственно говоря, уже в XIV в. такой путь существовал - мимо Африки, через тропики. Но в те времена великие морские державы - Испания и Португалия - крепко держали в своих руках путь на Восток, не допуская туда конкурентов.
Известный итальянский путешественник Марко Поло в XVIII в. заманчиво описывал сокровища Востока - обилие золота, драгоценных камней, мехов, благовоний и пряностей, - подчеркивая, что все это там можно приобрести за бесценок.
Эта книга имела огромный успех у молодой, но уже окрепшей английской буржуазии. В результате был поднят вопрос об отыскании нового пути. Наиболее коротким путем естественно казался морской путь, идущий от Мурмана вдоль берегов Сибири к Тихому океану.
С этого момента начались «налеты» на Арктику. Десятки кораблей отправлялись в плавание, но все попытки добраться до Тихого океана оканчивались неудачей, а зачастую и гибелью всего экипажа.
Первым путешественником, пытавшимся открыть Северо - восточный проход, был англичанин Гуго Виллуоби. В 1553 г. он отплыл на двух кораблях в Ледовитый океан. Но эта экспедиция не только не открыла нового пути в Китай и Индию, а, едва добравшись до берегов Мурмана, зазимовала у реки Варсины.
Теперь, когда у Мурманского побережья сотни советских судов бороздят пенные волны, ежегодно совершают рейсы в Карское море, на Землю Франца - Иосифа, Землю Северную, - теперь нам кажется странной эта зимовка даже не в Арктике, а лишь у ворот ее.
Но тогда это завершилось трагедией. На следующий год русские промышленники - зверобой обнаружили два богато груженых корабля с замерзшим экипажем. Сам Внллуоби лежал в каюте с дневником в руках, который он не переставал писать, пока не потерял сознания.
Но как ни странно, Англия на этом несчастии, на этой первой неудаче неожиданно заработала огромные капиталы. Дело было так: о страшной находке у реки Варсины донесли Ивану Грозному, который распорядился сделать подробную опись и все материалы передать прибывшему в Московию английскому послу. В результате был заключен очень выгодный для Англии торговый договор и организована «Английская торговая компания для открытия неизвестных земель, стран, островов, государств и владений». Но вое же попытки открыть Северовосточный проход неизменно оканчивались неудачей. И лишь в 1878 г. шведскому профессору Эрику Норденшельду удалось выполнить заветную мечту - пройти на корабле из Атлантического в Тихий океан. Вслед за ним в 1914/15 г. Северо - восточным проходом прошел русский гидрограф Вильницкий и наконец в 1918 г. - неутомимый Роальд Амундсен. Но всем им пришлось во время пути зимовать, а Амундсену даже два раза. Таким образом их экспедиции имели лишь чисто географическое значение. Практического же и экономического значения они иметь не могли, ибо морской путь с обязательной зимовкой судов во льдах при его прохождении экономически себя не оправдывал бы. Отсюда ясно, что Северо - восточный проход как постоянно действующий транспортный путь не был открыт.
Посмотрите на карту Советского союза, и вы увидите, что республика всем своим фасадом выходит в Ледовитый океан. В него впадают гигантские сибирские реки - лучшие и естественные дороги в глубь материка. Недра океанского побережья таят в себе неисчерпаемые возможности. При самом поверхностном исследовании приполярных областей нашими изыскательными партиями обнаружены залежи апатита на Кольском полуострове, нефть на реке Ухте, норильские месторождения угля, золото на реке Колыме и т. д. А миллионы га девственной, не тронутой рукой дровосека тайги, рыба, пушнина - все это требует выхода на мировые рынки.
Такой выход есть - это Северо - восточный проход. Установить связь с устьями великих сибирских рек - это значит поднять на невиданную доселе высоту экономику наших далеких окраин, и в первую очередь Якутской республики, это значит вдохнуть жизнь в пока еще пустынные и безлюдные, но с колоссальными перспективами области.
В условиях гигантского роста всего народного хозяйства СССР недопустимо считать наши полярные области навсегда оторванными от социалистического строительства. Тяжелые условия для существования - жестокие зимы, вечная мерзлота - уже не являются непреодолимым препятствием при быстро прогрессирующей технике.
Нам нужно изучить атмосферу в Арктике. «Погода делается на Севере, - убеждает опытный полярник профессор В. Ю. Визе. - От состояния погоды в Арктике зависит состояние погоды не только в СССР, но и во всей Европе. Изучив погоду, мы легко сможем предсказать, будет ли год засушливым, холодным и т. д.».
Все эти задачи и послужили основанием для организации в этом году правительственной арктической экспедиции на ледоколе «Сибиряков» под начальством проф. О. Ю. Шмидта для открытия Северо - восточного прохода.
Необходимо отметить и еще один фактор, сыгравший видную роль в организации этого похода. Северо - восточный проход чрезвычайно важен и в стратегическом отношении, ибо он проходит в наших территориальных водах, являясь кратчайшим путем между двумя океанами.
Перед походом «Сибирякова» Всесоюзный арктический институт провел огромную работу по освоению Арктики. СССР не довольствуется отдельными вылазками на крайний Север, не стремится к спортивным рекордам, как достижение полюса, но ставит себе задачей продвижение в полярные области широкой сети спорных пунктов в виде научных постоянно действующих станций. За короткий срок открыты и оборудованы новейшими приборами научные станции на Земле Франца - Иосифа, Земле Северной, на мысе Челюскина, по всему Северному побережью и т. д. В этом - глубокое принципиальное отличие советской работы в Арктике от работы других стран.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Каковы итоги пятилетки в четыре гола области промышленности?