Потом Донбасс. Он работает последовательно коногоном, забойщиком, крепильщиком, мастером пути, машинистом на врубовой. И, наконец, Красная армия, водолазная школа, ЭПРОН. Игривая, журчащая вода оказалась наименее податливой. О она умела заявить о себе, о своей строптивости.
Неоднократно ставила она Рудика и его товарищей лицом к лицу со смертью. Но он победил.
Комсомольцы Плюша Барашков, Кудрявцев, Ильин одевают Лозовского.
- Водолаз - та же барынька, - говорит Барашков, - обоих нужно одевать.
А «барынька» в бескозырьке улыбается. Ее наряжают в ватную телогрейку и штаны. Две пары шерстяных носков и бобриковые мокасины - на ноги, бескозырка сменяется вязаным колпаком, и предварительный туалет водолаза готов.
Потом здоровенные «камеристки» утряхивают водолаза в резиновую рубаху. Туловище, ноги и рукава этой рубахи - одно целое. На грудь как рыцарская кираса одевается медная манишка. К манишке привязываются свинцовые грузила. Без грузил водолазу не опуститься, раздутым пузырем плавать ему на поверхности. В дополнение к грузилам на ноги идут водолазные «тапочки». У них медные носки и свинцовые подошвы. В каждой «тапочке» кило десять. Но водолазу тяжело только наверху.
Лозовский стоит на трапике. К ногам его ластится море.
«Русалочка черноглаза,
Принимай - ка водолаза.
Да, да..» -
поют ребята, привинчивая скафандр K манишке. При проводах «сухого» подводника петь стало традицией. Это для бодрости духа.
В скафандре водолаз похож на марсианина из уэльсовских утопий - этакое чудовище с огромным стеклянным зрачком иллюминатора. Иллюминатор завинчен. Теперь Лозовский замкнут от внешнего мира в скорлупу из меди и резины. С. этого момента жизнь водолаза - в руках у старшины и дежурного. Жизнь водолаза - это сигнальный канат и шланг, тянущийся длинной косой от макушки скафандра.
В резиновую косу шланга вплетена черная тесемка телефонного провода.
- Дать воздух, - командует Рудик.
Рубаха на Лозовском сразу распухает. Он отрывается от трапа и проваливается вглубь. Над ним смыкается вода. Хрустальными полушариями всплывает лишний воздух. Лозовский плавно идет на дно. Его спуск похож на замедленную кино - съемку, на парение толкового одуванчика парашюта. В круглое окошко иллюминатора Лозовский видит чуть ли не самое фантастическое из того, что дано увидеть человеку. Мир, рассматриваемый сквозь бутылочное стеклышко, немного напоминает подводный. Так же обступает человека зеленый сумрак. Пузыри воздуха, торопко улетающие вверх, словно вкраплены в стеклянную массу Лозовскому тепло, вокруг приглушенно тихо. Воз душная подушка обволакивает тело и не допускает наружного холода. В шлеме чуть шипит травимый воздух.
Но покой этот мнимый, враждебная стихия го тона каждую секунду ринуться на Лозовского всей своей яростью.
Зеленый фон перед глазами Лозовского постепенно темнеет и становится черным.
Лозовский на дне. Легкой дымкой вскурился ил... Едва уловимо, как в аквариуме, шевелятся водоросли. В иллюминатор пытливо заглядывает рыбешка и удирает в темноту. Очертания «Меркурия» мутны и расплывчаты:
- Леня, ты на грунте, - слышит он знакомый голос Кудрявцева. Тот по манометру знает все о поведении водолаза. На манометре 2 1/2 атмосферы, каждые 10 метров глубины - 1 атмосфера. Значит, Лозовский на дне.
- Найди подкильный конец у среднего полотенца, - продолжает Кудрявцев.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.