Поезд замедлил ход и плавно остановился у платформы севастопольского вокзала. Мы снова в Крыму! Но на этот раз ни горы, ни леса, ни степи не привлекали нашего внимания, как прежде, когда мы путешествовали с киноаппаратом, проникая в самые сокровенные уголки природы. На этот раз нам предстояло погрузиться с киноаппаратом в морские глубины и с помощью экрана рассказать об их тайнах.
Мне кажется, эти слова больше всего подходят для общего определения технического снаряжения киногруппы. Аппаратура, оптика и приспособления для съёмки - это то же, что и вооружение бойцов, от качества которого во многом зависит успех боевой операции.
Правда, вначале наше вооружение мало чем отличалось от обычного арсенала средств, используемых при съёмке научных фильмов. Мы располагали несколькими съёмочными камерами с полным набором оптики, автоматической камерой «Кинамо», аппаратом для замедленной съёмки (цейтрафером), установкой для микросъемки и небольшим количеством портативных осветительных приборов с полуваттными лампами.
Но чем дальше, тем всё больше мы обрастали добавочными приспособлениями и оборудованием. Вскоре по чертежам оператора М. Пискунова мы изготовили специальные металлические кожухи для съёмки теми же аппаратами под водой, заготовили аквариумы различной величины, устроили специальные электронасосы для подачи воздуха в аквариумы и даже особую водопроводную систему с ледником, охлаждающим морскую воду.
Со всем этим оборудованием мы расположились в двух комнатах Севастопольской биологической станции, где и устроили свои «павильоны»: один - для съёмки в аквариумах, другой - для микросъёмки.
Но, как выяснилось впоследствии, и этого оказалось недостаточным.
Кто хоть раз опускался на дно моря, поймёт наш восторг от этого поистине сказочного зрелища. Огромные камни, сплошь обросшие густыми водорослями, образующие причудливые коридоры, множество рыб самой разнообразной формы, общее непередаваемое богатство красок, полутонов - всё это производит неизгладимое впечатление и надолго сохраняется в памяти.
Мы были очарованы картиной подводного мира, хотя техника наших первых спусков на дно моря была так несовершенна, что мы могли оставаться под водой не более одной минуты. Вместо скафандров мы пользовались немного переделанными противогазными масками и даже просто ныряли и плавали на небольшой глубине ровно столько, сколько мог выдержать каждый.
Само собой понятно, что с такой первобытной техникой нам бы не удалось далеко уйти, да мы и не надеялись на это; всё объяснялось лишь желанием как можно скорее воочию познакомиться с тем материалом, с которым мы должны были встретиться в своей работе. В дальнейшем мы установили тесную связь с балаклавским Эпроном (Экспедиция подводных работ особого назначения), который во многом облегчил нашу работу. Там мы обучили водолазной технике нашего оператора М. Г. Пискунова и его ассистента Э. Д. Эзова, там же воспользовались специальным колоколом, позволяющим сквозь стёкла иллюминаторов наблюдать и вести съёмку морских животных на глубине до восьми - десяти метров.
Эти более совершенные условия дали нам очень многое, главным образом в области предварительного изучения материала. Но уже первые подводные съёмки по ряду причин (несовершенство камер для съёмок под водой, трудность съёмки крупных планов, недостаток света и пр.) убедили нас в необходимости как можно шире использовать все технические средства, в том числе и съёмку в искусственных условиях, в аквариумах. К этому мы и приступили, сразу же выбрав для съёмки наиболее трудные объекты.
Если бы кто-нибудь зашёл к нам в павильон, он мог бы подумать, что присутствует на синхронной съёмке звукового фильма. Полнейшая тишина, бесшумное горение осветительных приборов, переговоры топотом - всё это свидетельствовало, что шум здесь - неприятный гость.
И действительно, многие из наших необычных «актёров» были настолько чувствительны к шуму, что выражали свой протест в форме прямого саботажа.
Поэтому привычная команда режиссёра: «Приготовились! Мотор!» - была совершенно изгнана и заменена другой, более подходящей: «Тишина в павильоне!»
Второй команды, извещавшей о фактическом начале съёмки, у нас не подавалось, ибо, как правило, эти моменты были отделены друг от друга дистанцией, измеряемой часами.
Подолгу просиживали мы около аквариумов, терпеливо выжидая нужный момент. В этом случае оператор предпочитал совершенно не расставаться с ручкой аппарата. Каждая секунда, а иногда и доля секунды играли громадную роль. А как дорого стоят эти крошечные меры времени, ему было хорошо известно.
Но вскоре перед нами возникли новые затруднения.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.