Заметив, что камбала, принесённая из тёмного, хранилища (бассейна, закрытого от света крышкой), довольно быстро меняет окраску на светлом грунте, мы заранее подготовились и, впустив рыбу в аквариум, сразу же начали съёмку. Перед нами, таким образом, остались только две задачи: во-первых, сократить на экране процесс во времени и, во-вторых, добиться того, чтобы камбала всё время находилась на одном и том же месте.
Задачу первую мы разрешили просто, воспользовавшись замедленной съёмкой, то есть съёмкой через определённые промежутки времени. Что же касается второй, то здесь применили испытанное средство: терпение, терпение и терпение...
И опыт удался.
Тот, кто видел наш фильм, вероятно, помнит эпизод, где показывается, как травяные крабы, почуяв пищу, выползают из песка и бегут к завтраку.
Как будто нет ничего проще заставить голодного краба покинуть уютное место ради вкусной пищи. Однако на съёмку этого момента мы потратили много мучительных часов. Мы подолгу выдерживали крабов на голодном режиме, и всё же они ни за что не хотели расставаться с насиженными местами, - другими словами, никак не реагировали на пищу, положенную рядом.
Тогда мы решили заставить их сделать это под действием электрического тока. Начав с двадцати вольт, мы с помощью реостата постепенно увеличивали напряжение до тех пор, пока электричество не победило упрямство...
Краб выбрался из своей песчаной берлоги тогда, когда стрелка вольтметра, нервно подергиваясь, подошла к сто двадцатому делению.
Техника восторжествовала!
Как-то один журналист задал вопрос:
- Сколько видов съёмки использовано в нашем фильме?
Я насчитал их восемь. Но, пожалуй, одно из самых сильных ощущений доставила самая обычная, так называемая натурная съёмка - съёмка дельфинов. Захватывал здесь самый процесс охоты.
Ежедневно на рассвете мы выходили в открытое море и проводили там весь день до позднего вечера. Но нам не везло несколько дней: море волновалось, а солнце лишь изредка показывалось из-за облаков. Только на пятый день удалось встретить косяк дельфинов в солнечные часы; море в этот день тоже как бы решило вознаградить нас за потерянное время и было народность спокойно. Лишь в тех местах, где мчались дельфины, «кипела» вода.
Мы ещё издали любовались этими морскими красавцами. Ловкие, сильные, они скользили под водой словно быстроходные торпеды, выпрыгивая на поверхность, чтобы забрать воздух. И снова погружались в воду, для того чтобы продолжать свой стремительный бег. То и дело меняя курс, используя каждую возможность для сокращения расстояния, наш катер приблизился к косяку настолько, что дельфины стали видны совсем ясно.
Оператор Пискунов улёгся на носовой части судна и, свешиваясь почти к самой воде, ловил аппаратом каждый подходящий для съёмки момент. Время от времени раздавался ритмичный шум автоматической камеры, прижатой к лицу оператора, а мы, сидя верхом на нашем товарище, крепко держали его и едва успевали записывать снятые им кадры.
Поездка на этот раз оправдалась...
Описание процесса работы над фильмом можно было бы значительно расширить. Перелистывая дневник съёмки, я увидел, что там содержится ещё много записей. Но, мне кажется, и приведённого достаточно, для того чтобы составить общее представление о характере и особенностях нашей работы.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.