Дагестан
Белый город за Каспием - столица еще не открытой страны. Махачкала - штаб социалистической разведки. Сюда из далеких ущелий предгорий, с увенчанных снегами вершин Базар - дюзи, из лиановых лесов дельты Самура несут и везут вести о дремлющих несметных богатствах страны.
Самое высокое в Европе человеческое поселение - аул Куруш (2465 метров), и самая дешевая в мире гидроэнергия Сулака (на 15 проц. дешевле днепровской), горные аулы, тонущие в темноте, с одной стороны, и 45 лошадиных сил на 1 квадратный километр, с другой - вот лицо страны гор, занимающей теперь первое место в СССР по энерговооруженности.
Кровью и пожарами целых поселений - «в пример бунтовщикам» - завоевывал царизм Дагестан. Горы сопротивлялись, они были заперты на замок отчужденности, недоверия, ненависти.
В апреле восемнадцатого года бакинские рабочие, поддержанные пролетариями Махачкалы (тогда - порт Петровск) и восставшей беднотой аулов, впервые утвердили в стране гор власть советов.
И тут впервые открылись тайны ущелий драгоценные камни и руды, буйные реки, таящие миллионы киловатт - часов, земля зацвела садами, а невода потянули рыбу - чешуйчатое серебро каспийских вод.
Одна Сулакская гидростанция - это один миллион двести тысяч лошадиных сил, а ведь есть еще достраивающийся Гергибель, проектируется станция на Самуре, есть еще Терек и ряд мелких рек!
На границе Дагестана и Чечни, около Керкетского перевала, - горное озеро Эзень - Ам. Оно заковано в броню гор. Оно родилось в грохоте обвала, преобразовавшего ущелье с небольшой речкой в форельное озеро. Здесь пока не ведутся работы, как на Сулаке или Самуре, по здесь рано или поздно родится электростанция.
Столица 36 наречий, 81 народности, город большого порта, десяти советских фабрик и заводов с разноцветной сутолокой базара держит нити великого преобразования плоскости, предгорий и гор, - всего Дагестана, бывшего в прошлом вымирающей колонией великодержавного царизма.
Перечислять богатства Дагестана - значит, говорить о горючих газах, угле, железе, нефти, свинцово - серебряных рудах, о меди, золоте, редких элементах, об альпийских пастбищах и многоголовой баранте, о косяках рыбы, о садах и винограде, о хлопке, кенафе, курортах.
Страна контрастов. В горах еще сильны кулаки и муллы, но ведь там же, в горах, достраивается Гергибель и крепнут товарищества по совместному уходу за скотом и садами и сбыту продукции!
Мулла запрещает женщине уходить из аула, и вот интересно, как АМО помог горянкам переступить суровый закон гор. Совхоз (плодо - овощный)
в Беледжи ежедневно чуть свет подает к аулу машину, ежедневно горянка - отходница на авто едет в поле, а вечером - обратно в аул.
Сила горных рек, горячие газы, руды, рыба, сады, животноводство, технические культуры - вот контуры нового Дагестана, совсем не похожего на Дагестан старый, как не похожа Махачкала с ее гудроном будущих асфальтов на бывшие военные поселения в горах Кавказа.
Чтобы великие ценности гор и предгорий привезти в города, нужна дорога. Здесь вопрос о колесной дороге - вопрос большой политики.
В предгорья - одна единственная железнодорожная ветка в 40 км от Махачкалы до Буйнакска (б. Темир - Хан - Шура). Проехать полсотни километров за три часа в набитом до отказу трехвагонном составе - удовольствие из средних. Не решает дела конечно обыкновенная колесная дорога в горах. Строительство ее - дело революционное, партийное дело. Те 280 км, которые проложены в Дагестане за первые три года пятилетки, говорят об исключительном внимании к дорожному строительству правительства, обкома партии и общественности.
Вторая пятилетка, из которой Дагестан выйдет мощным индустриальным районом, намечает устройство новых железнодорожных линий, реконструкцию порта столицы, сооружение порта в Дербенте, 2000 км безрельсовых дорог, мосты, переезды.
Социалистическая переделка хозяйства горного Дагестана властно требует ликвидации бездорожья и улучшения связи.
Партийный городок готовит кадры руководителей горных аулов, поселков плоскости. Преподавание ведется на пяти языках - на русском, аварском, дагестанском, кумыкском, даргинском. Здесь районный партийный актив - сельсоветчики, кооператоры, профсоюзники, организаторы производственных объединений я колхозов, люди аулов, порвавшие с жестокостью адатов, с властным словом «тухум», что значит род.
1500 активистов страны гор, в течение года получив знания в городке, будут разъяснять учение Ленина и Сталина молодежи и старикам, рассказывать историю революции в горах.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.