Страна гор

А Радин| опубликовано в номере №236, декабрь 1932
  • В закладки
  • Вставить в блог

Во втором пятилетии намечается строительство двух электроцентралей на газах. Кроме того, проектируется их использование в качестве технологического топлива на 3 новых стекольных заводах и на металлургическом комбинате, а главное применение газов предусматривается по линии химкомбината, который будет вырабатывать водород для синтеза аммиака (путем конверсии метана с водяным паром) и пр., причем с аммиачным производством непосредственно связывается первичная переработка алюминиевого сырья алунитов), получение из гипса сульфатаммония, гидрогенерация жиров и изготовление некоторых удобрительных туков (аммониевой селитры)».

3. Встречи

Ночью ущелье р. Кара - койсу напоминает огнями начатый бой. Вот одинокие электролампочки, редкая цепь огней, и вдруг все они брошены в ущелье, к плотине. И здесь, за 120 верст от железной дороги, на строительстве Гергибельской ГРЭС, в горах Дагестана, действительно идет бой. Нет, не сказочные мощности Сулакстроя - только 6000 лошадиных сил хотят взнуздать строители Гергибеля, - но тот изумительный факт, что в диких безлесных горах руками и волей дагестанских аулов взнуздывается стихия, строится социализм, вот что особенно поражает, когда смотришь на мутные воды несущейся с гор Кара - койсу.

Магомет Абдул Халимов уже не молод. Четыре дня тому назад он и его одиннадцать товарищей пришли на строительство из аула Бацада. В ауле говорили о большой воде, о том, что вода эта может свести на нет годовую работу строителей Гергибеля, что нужно торопиться класть бетон, иначе сакли еще долго не увидят огня. Абдул Халимов - член сельсовета - пошел бороться с водой.

Халимова выбрали бригадиром. Получилось это как - то само собой. Халимов умеет читать и писать по - аварски, знает немного русский язык и, хотя не имеет бороды, но пользуется в своем ауле авторитетом. Не первый раз помогал он переделывать страну гор - строил дороги, бурил горы, сейчас пошел укрощать буйную воду...

... В мае трактами идет баранта. С плоскости, с зимних кутанов пастбищ ведут ее барановоды в горы.

Дагестанские барановоды - удаманы, - водители трехтысячных стад и чабаны, непосредственные его помощники, отвечающие каждый за 300 голов баранты, зимуют вдали от аула, на плоскости.

Водитель стад и его помощники - большие знатоки своего дела. Их опыт измеряется десятками лет, и Магомет Нур - Курчаев 7 лет был пастухом и 10 лет удаманом.

- Мне лучше быть удаманом в колхозе потому, - говорит он уверенно, - что в артели им. т. Сталина аула Чах лучше растет баранта, чернобурый веселый молодняк.

Удаман - это организатор коша. Он «покупает горы», т.е. арендует пастбища у земельных органов, он разбирает все конфликты, он отвечает за 3000 голов овец и баранов.

В мае, когда горячо солнце и облака облепят горы и ляжет снег, в мае идут стада с зимних кутанов. Впереди на горячих скакунах - удаманы. Среди них есть коммунисты.

Своеобразие сталинского лозунга об овладении техникой здесь, в горах, - в том, чтобы бедняк аула, коммунист аула стал знатоком пастбищ, приобрел право с гордостью сказать, как говорит это Магомет Нур - Курчаев, что у него в колхозном коше за зиму пало всего 12 овец, а из 1200 ягнят он, прошедший 10 дней пути, потерял всего 40 штук.

Закрепление пастбищ, постоянный кутан улучшенные скотопрогоны (это значит и дорожно-мостовое строительство, и кормовые базы на путях, и нейтральная зона дорог, ограждающая стада от произвольных штрафов местного населения) - вот тот круг хозяйственных вопросов, которые разрешаются сейчас.

Политическая задача - крепкая партгруппа в кутане, комсомольские бригады чабанов, производственный авторитет коммуниста, познавшего во всех деталях дело барановодства. В этом направлении сделано еще мало, и во многих товариществах барановодов пастухи наемные, им платят барантой, мукой, буркой, им платят и по сговору, и по адату (4 барана в год).

- Я хотел бы учиться, - говорит Магомет Нур - Курчаев, - учиться улучшать стада черными грузинскими баранами.

Его лицо, бронзовое от ветра, спокойно и уверенно. Человек, ведущий стада под волчий протяжный вой, 30 лет своей жизни посвятивший баранте, - этот человек не умеет робеть. Он дал полный отчет колхозу и в овцах и молоке, сданном передвижному брынзоваренному заводу. Он спокоен. Стада идут, - они уже прошли большой путь, - стада круторогих самцов, неповоротливых маток и веселых черно - коричневых ягнят.

В 1924 г. белобородый старик в торжественном присутствии таких же, как и он, почетных людей аула в последний раз трижды махал мечом аулу Ругуджа. Аулы разделяют горы и пропасти, туманы и вражда, посеянная руками князей.

Коммунист Сабидов с усмешкой сказал, что это было, но этого уже давно нет. Может быть, но в Согратле, откуда родом Сагидов, попрежнему есть три тухума, три рода, и власть их, подточенная революцией, - еще власть келдер, Падар, Гарджиев - вот тухумы этого аула, крепко въевшиеся в жизнь - невестами, адатами, законами кровавой мести; тухум еще силен. Но все корни его подорвала политика коммунистической партии, ленинская национальная политика, практика советской работы.

Если развернутая борьба с тухумной ячейкой дала серьезные результаты в смысле почти полной ликвидации подобного рода ячеек, то отдельные элементы родовых пережитков еще есть... Три партгруппы на кутунах, 4 коммуниста из 7 колхозных удаманов, вовлечение женщин - горянок, посещающих ликпункты, в партию, наконец, полная ликвидация неграмотности среди членов и кандидатов партии в ауле Чах - вот практика партработы, исключительно ценная, так как она обеспечивает главное: подлинный поворот к производственным вопросам, к барановодству.

Дагестан, изучающий коран, неграмотный и слепой, уже не существует. Вместо 800 духовных школ, очагов фанатизма и мракобесия, есть уже 1155 школ - 142 тысячи учащихся и свыше 300 тысяч ликвидирующих неграмотность, из них почти 90 тысяч женщин - горянок; письменность на родных языках, газеты, учебники, книги. Люди учились на земляном полу сараев. Лампы приносили учащиеся.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Бытовая консультация

ОТВЕТ «Смены» Михаилу Кирилловскому