- Где вы собираетесь отдохнуть летом?
- На вершине Эльбруса!
Опрашивавшие понимали ответ, как шутку.
Действительно ли мы, пятеро московских туристов решили, что лучшим местом отдыха является вершит» высочайшей торы Европы? Конечно, нет. Предстояло отправиться в довольно серьезную экспедицию. Не задаваясь особыми целями, желая ознакомиться с высочайшими вершинами, природой и жизнью Кавказа, мы понимали, что восхождение на вершину Эльбруса не является непосильным, но это и не рядовое дело, требует особой подготовки и специального снаряжения.
Трудно найти в Москве альпинистское снаряжение. КОЙ - ЧТО удалось получить из - за границы, кое - что заказать здесь.
У нас были хорошие непромокаемые вещевые мешки па широких лямках. Палки со стальными наконечниками. Два ледоруба, необходимые для вырубания ступенек на крутых ледяных склонах. Прочная и удобная обувь с толстыми подметками была подбита шипами. Две палатки из непромокаемой материи давали возможность останавливаться на ночлег по выбору, иметь приют в непогоду. Каждый имел пару металлических подошв с шипами, - так называемые кошки для взбивания по крутым склонам. Кроме того, мы имели по шерстяному свитеру и гетры. Бурки - незаменимое одеяние в горах, защищающие и от холода и от дождя, мы купили уже на Кавказе, так же как и балкарские широкополые шляпы для защиты от солнечных лучей, в то же время теплые и непромокаемые.
В отношении продовольствия мы себя ограничили насколько возможно. Лишний вес ложился тяжелым бременем. Каждый участник экспедиции имел килограмм сахару, столько же пшеничных сухарей. 500 грани риса и сушеных фруктов, по две банки мясных консервов, 500 грамм сала, немного соли, чая; из медикаментов бинты, марля, иод, ксероформ и марганцево - кислый калий. В общем у каждого оказалась ноша весом около 1,5 пудов.
Маршрут наш был самым тщательным образом разработан в Москве. Мы добирались по железной дороге до Кисловодска, оттуда направлялись по Верхней Кабарде к рам Малке, переходили через перевал Киртык - Ауш и по реке Киртыку добирались до селения Верхний Баксан. Отвода уже начинался подъем на Эльбрус. После восхождения на вершину мы предполагали пройти вглубь Балкарии, через интересные долины и ущелья рек Чегема, Урвана, Черева, и подняться на высочайший ледник Европы - Безенга, имеющий около 18 километров в длину.
В 30 верстах от Кисловодска в ауле Хусаут мы решили купить осла для перевозки снаряжения. Активное участие в покупке принял сельсовет. Долго осматривали мы местных животных, долго торговались. Владелец уверяет, что его ишак - «прямо лошадь» и что на него дать сто рублей недорого. Мы тщательно проверяли беговые свойства ослов. Садились верхом, заставляли ходить, бегать, чуть ли не прыгать.
Наконец, за 60 рублей купили крепкого, большого ишака, навьючили на него часть вещей а отправились в путь.
Шли мы гуськом. Возглавлял шествие осел, за ним мы пятеро.
Нам предстояло выйти к реке Малке. Поднявшись от долины реки Хусаут вверх, к альпийским пастбищам, мы пошли по гребню, то спускаясь с небольших вершин в седловины, то поднимаясь опять наверх. Погода была неблагоприятная. Ежедневно шли дожди, т. - е. ежедневно нас окутывали облака па несколько часов, при чем поливало нас не только сверху, но и с боков.
Неприятное это ощущение: быть мокрым в походе. Негде развести костер; одежда, обувь, - все насквозь мокрое. Зато выручали нас вещевые мешки и палатка. Расставив ее и достав из действительно непромокаемых мешков сухую смену, мы ложились спать, не дрожа от холода, и чувствовали себя утром достаточно бодрыми.
На местных пастбищах пасутся стада коров и овец не только «хозяев» - кабардинцев, но и карачаевцев и балкарцев. Несколько раз попадались нам и конские табуны. Однажды, видели табун приблизительно голов в 300 очень хороших лошадей.
Людей здесь мы встречали очень немного. Лишь пастухи живут по так называемым кошам, в шалашах иди просто под опрокинутыми арбами.
В кошах можно найти всегда айран - нечто в роде кефира, приготовленный из коровьего молока на закваске, иногда кукурузные лепешки, реже масло и баранину. Айран - это очень приятный напиток. Он великолепно утоляет жажду, поднимает силы и обладает питательными свойствами. Нередко приходилось, выпив утром жбан (стаканов на 5 - 6) айрана, ничего не есть до вечера, и все-таки острого ощущения голода не чувствовалось, и сохранялись силы.
Вода по шею, - а утонуть легко
Первоначально мы хотели по реке Муште спуститься к Малке и потом подняться по долине последней вверх.
На третий день пути пришлось убедиться, что дорога вдоль Мушты непроходима. Ущелье суживалось больше и больше; приходилось кое - где уже карабкаться, что представляло большие трудности для нас, так как нужно было поддерживать и шпака, обремененного грузом.
Раз двадцать мы перешли Мушту в брод; постепенно переходы делались более и более затруднительными: река становилась шире, глубже и грозила сбить с ног переправлявшихся.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Из воспоминаний об осени - весне 1921 - 22 г.г