За короткое летнее время в Крыму произошло целых два землетрясения - и одно сильнее другого! Мало того, второе землетрясение тянется уже больше двух недель! И многим кажется поэтому, что Крыму приходит конец. Во всяком случае, думают многие, что как курорт Крым кончился - и ему никогда после этого не возродиться.
Все это только обывательские страхи... Ничего из ряда вон выходящего в Крыму не произошло; нет никаких данных полагать, что землетрясения в Крыму будут с этого времени происходить бесконечно. В Крыму произошло обычное для его геологического строения и возраста землетрясение: оно неизбежно закончится и сменится периодом долгого покоя. Но рассмотрим все это подробнее.
Прежде всего - отчего бывают землетрясения? Причин землетрясений три: провалы земной коры, вулканические извержения и смешения земной коры. Провалы случаются над подземными пустошами - пещерами, когда обрушивается их свод (потолок), подмытый подземными водами; вулканические землетрясения - от прорывов во время извержения вулкана газов и лавы сквозь земную кору и землетрясении тектонические - от сморщивания, разлома, подъема и опускания земной коры, происходящих благодаря остыванию всего земного шара. Сморщивание земной коры при остывании земного шара приводит к образованию гор на поверхности земли, и все эти последние явления поэтому и относятся к так называемым горообразовательным процессам. Тектонические землетрясения, к несчастью, захватывают очень большую область, длятся иногда очень долго и производят поэтому не только большие, но и многочисленные разрушения. Провальные и вулканические землетрясения действуют на очень малом пространстве - от нескольких десятков квадратных саженей до нескольких десятков квадратных верст; тектонические же охватывают всегда сотни и тысячи верст, захватывая множество поселений и причиняя большой вред множеству людей. Крымское землетрясение как раз и есть тектоническое.
Отчего же и как происходят тектонические землетрясения?
Мы уже говорили - от сморщивания земной коры при остывании земного шара. Дело в том. что земной шар внутри очень раскален (может быть даже по 200.000 градусов Ц.) и только снаружи покрыт холодной корой. Окруженная холодом (до 250 - 270° мороза) мирового пространства, земля медленно остывает и, конечно, сжимается. Ядро земли при этом сжимается больше, чем земная кора; кора от него отстает (рис. 1), поэтому морщится, как кожура на печеном яблоке, и собирается в складки, а из этих складок и образуются потом горные цепи.
Складки морщатся и поднимаются очень долго - миллионы лет. При этом они все время изгибаются круче и круче, покрываются иногда новыми добавочными складками, ветвятся, собираются в пучки, а вместе с ними углубляется и область опускания.
Если бы земная кора была гибка как кожа, кожура на яблоке или тканы, морщины только становились бы выше, а борозды глубже - и только. Но так как земная кора хрупка и часто рыхла, то, изогнувшись до известного предела, морщины ломаются или по гребню, или у самого основания там, где она круче изогнулась или состоит из более ломких пород (рис.2). По линии разлома часть морщины может потом осунуться вниз или, наоборот, выпятиться вверх, благодаря давлению соседних частей коры. А оседающие части потом садятся на более глубокие слои земли, которые лежат на глубине от нескольких сотен метров до 50 и даже 140 километров. При этом получаются обратные толчки снизу вверх вследствии отдачи, которые и вызывают тектонические землетрясения. В месте, которым опускающийся слой земли сядет и толкнется о более устойчивый слой, располагается так называемый гипоцентр землетрясения; а прямо против него на поверхности земли - эпицентр. Самый сильный удар как раз и ощущается в эпицентре. В крымском землетрясении эпицентр лежит в Ялтинском районе или очень близко от него - оттого Ялта и пострадала больше всего. Если ударить по воде, налитой в чашку, или стукнуть по дну чашки с водой, то по воде в чашке побегут волны. Такие же волны от центра землетрясения бегут и по земной коре во время землетрясений. Эти волны еще усиливают землетрясение и часто доканчивают дело разрушения, начатое первым толчком.
Если бы после первого толчка кора сразу опустилась на устойчивые слои, то землетрясение могло бы окончиться в несколько секунд. Так это очень часто и бывает. Но часто бывает и так, что сорвавшись с прежнего места кора поднимается (или опускается) не сразу, а в несколько раз, пока не осядет до полной устойчивости. При этом, снявшись с места, она может сначала осесть (или подняться) очень мало (так было 26 июня в Крыму), потом, не удержавшись на новом месте, она может снова сдвинуться еще сильнее (как 12 сентября), потом начнет мелкими толчками укладываться на новом месте (как это до сих пор и происходит в Крыму), а потом двинуться и еще сильнее или слабее. Итак до тех пор, пока не усядется вполне прочно. Это сгибание может продолжаться тысячи лет, совершенно незаметное человеку, пока в один день оно не кончится внезапным разломом и затем землетрясением.
Промежутки между землетрясениями называются периодами покоя, но покой этот только для людей. Чувствительные приборы отмечают движения земной коры ежесекундно. И покоя земной коре нет никогда! Она всегда колеблется, а больше всего там. где земная кора собралась в складки еще недавно, в месте расположения еще молодых гор. Такие молодые горы находятся теперь в Португалии, Испании. Италии, Греции, как раз в Крыму, на Кавказе, в Персии. Северной Индии, Японии, на Зондских и Антильских островах и др. Здесь, можно сказать, горы «еще растут»: оттого здесь землетрясения и бывают (и будут!) чаше всего, пока эти горы не постареют» и не станут такими же устойчивыми, как Уральские. Тогда они уже перестанут смещаться и землетрясения около них прекратятся навсегда.
Скоро ли это время придет для Крыма? Нет - не раньше, чем через миллионы лет!
Но это вовсе не значит, что нынешнее землетрясение будет продолжаться в Крыму тоже миллионы лет. Крым всегда подвергался землетрясениям: только за последние 60 лет они были в 1868, 1875, 1904 и 1920 г.г. Но таких сильных, как сентябрьские, в Крыму не было по крайней мере уже 500 лет, потому что башни XIV века, построенные генуэзцами, до сих пор еще сохранились, не имея ни одного следа разрушений от землетрясения. Они стали рушиться только теперь (в августе). Надо, конечно, полагать, что скоро сентябрьское землетрясение окончится, и опять в Крыму наступит новый период покоя на десятки и сотни лет. Длительные землетрясения в роде Наманганского бывают ведь очень редко.
Но что же делать в Крыму сейчас? Есть ли какие - нибудь способы бороться с землетрясением или нет?
Конечно, ни прекратить, ни предотвратить землетрясений мы не можем. Но зато вполне в наших силах предотвратить тяжелые последствия землетрясений. Прежде всего в Крыму теперь нужно будет начать постройки иного типа и иного расположения, чем раньше. Надо прекратить постройки из земляного кирпича - «калыба», из которого в Крыму делается теперь большинство крестьянских построек. Их нужно будет делать теперь деревянными или каменными и кирпичными, но на хорошем цементе. Постройки временного типа, например, летние санатории, надо будет делать очень легкими фанерными, благо крымский климат это вполне допускает. Большие дома надо будет делать железобетонными, при чем многоэтажных зданий надо будет избегать.
Жилые дома надо будет строить не только прочнее, но и на прочном основании - не на рыхлой почве, а на выходах твердых пород, на прочных скалах и слоях горных пород - и притом непременно на хорошо связанных с ними фундаментах.
Построек на тонком слое почвы надо будет избегать, потому что такие слои во время землетрясений легко подбрасываются и сильно трясут все, что на них стоит.
Если это будет сделано, то при самых худших условиях в Крыму будет жить не опаснее, чем близ Неаполя, в Мессине, в Токио (в Японии), и других местах неокончившихся горообразовательных процессов. В Японии землетрясения бывают ежегодно; во многих местах они бывают там чуть не ежемесячно - и что же? Живут люди, работают! Поэтому и Крыму не страшно, если бы он даже начал с этого времени трястись и чаше. Но на это нет никаких указаний. Вернее всего, скоро в Крыму наступит очень продолжительный период покоя.
Пока же этого не случилось, надо дать себе слово не забывать крымского, землетрясения и во что бы то ни стало переходить на новое строительство как можно скорее. Куй железо, пока горячо!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Из воспоминаний об осени - весне 1921 - 22 г.г
Статья для «Смены» начальника воздушных сил РККА СССР тов, Баранова