Телеграмма на имя тов. Орджоникидзе кратко доложила:
«Сегодня, 23 августа, пущены инструментальный и штамповый цехи. Шлем привет и заверения, что сделав пуском инструментального, штампового, ремонтно-механического, ремонтно-кузнечного и деревообделочного цехов, первый шаг к пуску завода, в дальнейшем мобилизуем все свои силы и к 14-й годовщине Октября завод будет пущен полностью».
Это пишут большевики Автозавода.
Вчитайтесь внимательно в телеграмму. В ней перечислены вспомогательные цеха... Вспомогательные цеха плюс заготовляющие - «узница и литейная - это тыл завода.
Для тыла нужны кадры. Уйдут строители, оставив пустыми отстроенные корпуса. На смену им должны прийти квалифицированные -кадровики. Где возьмешь их?
В декабре прошлого года более полтысячи отслуживших свой срок рядовых красноармейцев и пограничников с сундучками и в армейских сапогах съехались на курсы Автостроя, не успев заглянуть домой. Цепочки сундучков пересекли карту республики по разным маршрутам, чтоб встретиться в одном пункте. Здесь они разбились на несколько бригад.
В январе начали с азов, в июне кончили алгеброй, геометрией и начатками сопротивления материалов. Практики не было, потому что практиковаться - негде. Была теория и учебная мастерская с поломанными фрезами.
И тогда бригада кузнецов из 85 человек с тов. Абрамовым, бригадиром, во главе была направлена на Люберецкий завод, с.-х. 'Машиностроения, что под Москвой.
В бригаде сейчас на двадцать человек меньше. Эти двадцать бежали от струек дождя, сочившегося через крышу барака. Может, не все двадцать вознегодовали на сырость. Для иных сырость была предлогом. Может, молодой комсомолец Кузин давно мечтал о нагане работника УГРО? Он и стал агентом УГРО в Москве, тихо собрав монетки из дырявого барака, отведенного бригаде. Да, барак этот похож на клетку для перевозки кур. Люберецкое начальство необычайно точно исполняло в данном случае пункт договора с Автостроем. Пункт гласил, что вместе с бригадой Авто-строй присылает лесоматериал для жилья. Бригада приехала, материалов нет. Что осталось делать Люберцам? Автостроевцы получили курью клетку и стали терять людей.
Наконец, когда стало невтерпеж, с боя взяли барак № 37, вполне приличный. И на днях, с Автостроя, запоздав на два месяца, пришла телеграмма: «Лес выслан»...
Кстати о лесе. В Люберецкой кооперации некто Дубоватый считает бригаду чужой и временной. На этом основании она обделяется продуктами. Общую заборную книжку бригаде не выдают. В бараке № 37 - четыре отделения для четырех смен. На Люберецком заводе смены принято обозначать названием геометрических фигур. В 10 часов утра три двери барака смен - «ромб», «трапеция» и «квадрат» - открыты. Дверь смены «круг» на замке. Она в кузне. Автостроевцы затерялись в громадном цехе, разбившись на группы. Между механическими молотками, горнами, станками - их и трудно найти.
- Бригада Абрамова? - гаркнул в ухо парень. - Пойдем. Ребята разговаривать не захотели, вежливо пригласив в барак.
- Они соревнуются, - уважительно протянул провожатый. - Э.о тебе не шуточки - после работы сдай сведения о норме выработки!
В каждом отделении барака № 37 висит лист соревнования. Учетчик вытащит из доски перо «86», приколовшее число вчерашнего дня и, глядя на сведения по выполнению задания, передвинет нитки - голубую и красную по вбитым в клеточки гвоздикам. Впереди опять комсомолец Максим. Парень опять добирается до премии. Тихий, маленький, а на работу злой. В выходной важно ходит в первой премии на 25 рублей - в новенькой толстовочке тонкого сукна.
В первом конкурсе взяли главные премии, кроме него, Богдашев и Артамонов. Коллектив автостроевцев четко сработался. В бараке у них во всех четырех отделениях - чистота и порядок. Четыре смены геометрических фигур дерутся за первенство в производстве и в быту. За последнее время сдал «квадрат», и ребята ходят хмурые - подкачали в учебе.
В первые дни Люберцы встретили автостроевцев худым бараком и косыми взглядами рабочих кузницы. Местные думали, что вот-де приехали, их учи, а после они на шею сядут.
И потому бригада Абрамова ходила по цеху эти дни неприкаянной. не зная за что взяться. Подтаскивали железо, возили вагонетки, робко охаживали пылающий горн и сторонились молотка, который вдруг начинал вхолостую стучать о наковальню. Рабочие провожали усмешками парней и выжидали.
Парни связаны сроком и им выжидать нельзя. Стали понемногу въедаться в работу. Сейчас все работают самостоятельно. Рабочим разъяснили, зачем автостроевцы в Люберцах, и теперь нет в кузне различия между «чужими» и «своими».
Нет, различие есть. Автостроевцы идут первыми по напору, на работу и по спайке. Общий барак, сознание ответственности, хорошо поставленное соревнование и каждодневная учеба сделали из бригады крепкий слиток.
Ребята знают: Автострою нужны кадры хороших производственников. И ребята жмут в цехе и бараке на подготовку. Срам будет, если телеграмма с Автостроя «выезжайте первому», застанет бригаду врасплох. Но врасплох телеграмма не застанет бригаду. Будьте спокойны.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.