Мертвеют корпуса Детройта

А С| опубликовано в номере №201-202, сентябрь 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

При капиталистической организации народного хозяйства автомобили являются достоянием только самого узкого круга богатых людей. Промышленность мосла бы поставлять сотни тысяч автомобилей, но нищета массы народа задерживает развитие и вызывает крахи после нескольких лет «блестящего роста»

Ленин

Душно и накурено в маленькой комнате заграничных командировок. За недостатком стульев нижегородцы расположились на столах. Они ждут.

Но вот в комнату вошел высокий человек с твердым смуглым лицом. Решительным движением руки он словно смахнул ребят со столов и начал раскладывать перед собой красные книжки только что полученных заграничных паспортов.

- Пойдите пройдитесь по городу, займитесь чем-нибудь. Уедете все в назначенное время. Командировки ваши оформлены. Вчера было воскресенье, иностранные посольства полтора дня были заперты и визы накладываются только нынче.

Нижегородцы стали один за другим выбираться из комнаты, поглядывая на чужие паспорта, блестевшие свежею позолотой советского герба.

Партия за партией плывут через океан командируемые. Вот уже второй год, как наши рабочие ездят на фордовские и другие автомобильные заводы в Америке и работают там, чтобы приобрести необходимые навыки для производства фордовской машины.

Группы специалистов давно уже изучают все подробности сложнейшего производства автомашины у Форда. Многие из них уже приехали обратно и вместе с вернувшимися рабочими заняты установкой оборудования в отстроенных цехах Автостроя. Уже давно присланы из Америки огромные пачки всевозможных чертежей для производства фордовской машины. Каждая деталь автомобиля имеет свою «рабочую карту». В. карте даны точные указания, из какого материала делать машину, сорта металла и способы его обработки.

И по каждой из таких карт у Форда уже работал наш советский человек, чтобы потом применить фордовский опыт у себя на Нижегородском заводе. Высоко-квалифицированные специалисты, уже изучившие фордовское предприятие, готовятся кое в чем переделать американский образец применительно к нашим условиям. Нижегородский автозавод будет самым большим автозаводом в Европе. На ряду с ним можно поставить только два фордовских же завода; английский в Девенгэме и немецкий - в Кельне. Но один еще не до строен, а другой - закрыт.

Автомобильные заводы Форда - величайшее в мире автомобильное предприятие. В лучшие годы его продукция перешагивала за два миллиона машин в год, а на центральных заводах у г. Детройта работало свыше 100 000 рабочих. Невозможно собрать в одном центре в течение года два миллиона автомобилей, надеть на них кузова и отгрузить на железную дорогу, ибо для этого заводские здания должны были бы захватить немыслимое пространство. Поэтому Форд уже давно стал строить как в Америке, так и в Европе подсобные заводы, а в центра, у себя в Детройте, только изготовлять части и рассылать их ящиками по сборочным заводам. Это был единственный выход при столь огромной выработке.

Эту структуру фордовского автопроизводства мы переняли при строительстве нашего нижегородского автогиганга. Мы уже выстроили автосборочные заводы: в Нижнем («Гудок Октября») и Москве («Ким»). Одновременно с Нижегородским заводом строился в Англии, недалеко от Лондона, фордовский завод таких же размеров. Но в то время как советской стране остро нужны машины с нового завода и все усилия направлены к тому, чтобы ускорить его пуск, - английский завод фордов, уже поглотивший 20 миллионов золотых рублей, оставлен недостроенным. Будто бы никак не могут дорыться до материка под Темзою, чтобы положить фундамент для силовой станции и для других тяжелых сооружений... Но кто поверит этим детским сказкам?!

Убытки потерпел и тракторный завод «Генри Форд и Сын» в Англии, выстроенный для того, чтобы снабжать тракторами не только Европу, но и Америку. По официальным сведениям, убытки происходят от двух причин: намеренного тяжелого обложения со стороны английских финансовых органов и упадка сбыта - завод завален... отказами от заказов на тракторы, так как фермерам нечем платить. И Форд не только терпит убытки - его выживают налогами и, наконец, просто гонят. Автопромышленность любой страны имеет в нем страшного соперника, готового вырвать у нее последнего покупателя, последний кусок изо рта. Так, в Италии Фордом был куплен земельный участок под сборочную фабрику, итальянское правительство словесным распоряжением запретило стройку. Хотели договориться с одной итальянской фабрикой, чтобы наладить сборку там, - правительство снова запретило.

Угрожающим образом складываются дела у Форда и «дома». Начав производство новой модели с 1928 года, он занял первое место в американской автомобильной продукции к концу этого года и до декабря 1930 года удерживал его за собою. Но затем он становится позади Шевроле, которого до того превосходил в полтора-два раза. За первые пять месяцев 1931 г. продажа у Форда упала на 48,7 процента против первых пяти месяцев прошлого года.

Все эти факты являются хорошей иллюстрацией мирового экономического кризиса капитализма.

А было время, когда каждое ухудшение экономической конъюнктуры, каждый прилив кризиса только усиливал положение Форда, увеличивал его сбыт.

Не то стало теперь. Оставаясь, правда, самым дешевым автомобилем, фордовская машина теперь уже не настолько дешевле автомобилей других марок, как была прежде. Экономический кризис, охвативший весь капиталистический мир, в области автопроизводства ударил Форда очень сильно. Пораженный небывалым снижением деятельности мирового гиганта индустрии, деловой мир буржуазных стран с напряжением следит, какие шаги, наконец, предпримет Генри Форд, чтобы выйти из положения.

В противоположность «трудностям» Форда наши трудности заключаются не в сбыте, который, обеспечен, а, наоборот, в расширении продукции, которого надо добиться. Совхозы, колхозы, фабрики, учреждения требуют огромного количества машин, чтобы ликвидировать трудности, возникающие от недостатка транспорта в Союзе. В 1938 году производство автомашин в СССР должно достигнуть 800 000 единиц. Наш Нижегородский гигант пока рассчитан на выпуск до 140 000 единиц в год. В то время как капиталистический мир потрясает безработица, для пас основным вопросом является вопрос о кадрах. Каждый рабочий, едущий за океан на практику к Форду, везет с собой письменное задание, о выполнении которого он должен дать отчет. Вернувшись домой, эти рабочие буду готовить новые квалифицированные кадры автопроизводства.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены