... Противник оборонялся по левому берегу реки Наумки. 1 - я батарея поддерживала 1 - ю роту 8 - го стрелкового полка, которая должна была атаковать противника в районе высоты с курганом, а в дальнейшем наступать на урочище Заднее поле. Ориентиры: первый - груда камней, второй - черный бугор, третий - перекресток дорог.
Командир батареи смотрит в призменный бинокль. Все, что он видел до сих пор невооруженным глазом, увеличилось теперь в шесть раз. Он произносит вслух:
- Наша рота заняла высоту с курганом и подверглась обстрелу станкового пулемета противника со стороны урочища Заднее поле. Пехота противника наступает на нашу роту...
Тут же командир батареи принимает решение: остановить контратаку неприятельской пехоты. Стрелять шрапнелью, взводом. Он определяет исходные данные: угломер, уровень, прицел - и подает команду:
- По пехоте! Шрапнелью! Заряд нормальный! Буссоль 7 - 50! Уровень 30 - 00! Прицел 72! Трубка 64! Первому взводу - огонь!
Путь для снаряда начертан. Ровно через минуту раздастся выстрел и выброшенная чудовищной силой из дула орудия шрапнель понесет противнику смерть.
Но проходит минута, вторая, третья, а выстрела все еще не слышно. Что же случилось? Разве на батарее не приняли отчетливо поданную команду?
Мы находимся в просторной, светлой комнате, где нет никаких орудий, нет ни противника, ни реки Наумки, ни урочища Заднее поле. Мы присутствуем на практических занятиях по артиллерии в одном из учебных классов 1 - го Киевского артиллерийского училища имени П. П. Лебедева.
Здесь нет реальной обстановки боя, нет настоящих пушек и снарядов, действительного командира батареи. Это класс, самый настоящий школьный класс, с рабочими столами, с учебной доской и кусочком прозаического мела. И за столами сидят не командиры, а пока еще курсанты училища. Но в классе стоит миниатюр - полигон, и по его песчаной поверхности течет, причудливо извиваясь, река Наумка, горбатятся черные холмы, встречаются и разбегаются дороги. Здесь прячется и обороняется, развертывает свои части и наступает воображаемый противник, сюда направляет свой губительный огонь условная батарея.
Курсант - выпускник Шерстюк действует за командира батареи. Так он сейчас и называется: командир батареи, стреляющий.
Шерстюк сидит у миниатюр - полигона с биноклем в руках. Он забывает о том, что здесь все инсценировка: урочище Заднее поле и противник, обстреливающий нашу пехоту... Шерстюк представляет себе полную боевую обстановку. Ему надо решить тактическую задачу. И решить быстро и самостоятельно.
И вот решение принято. Отдана команда. В ту же минуту по координатным рейкам, приспособленным поверх ящика с песком, скользит небольшая каретка, и с нее на шнурке опускается блестящий, металлический шарик. Он падает в ту самую точку, где должен был произойти разрыв снаряда. Мгновение - и шарик убирается. Стреляющему нужно запомнить место разрыва и установить отклонение от цели.
У Шерстюка под рукой огневой планшет, карандаш, циркуль, линейка. Новое вычисление занимает считанные секунды. Результаты наблюдений скорректированы. Снова подается команда:
- Левее 0 - 08! Прицел 76! Трубка 68! Огонь!
Шарик опускается еще раз.
Стрельба ведется методом захвата цели в так называемую вилку и последовательного ее сужения: цель находится где - то между двумя разорвавшимися снарядами; это расстояние будет все время сокращаться до того момента, пока цель не будет поражена. Это только один из способов пристрелки, так называемый «по наблюдению знаков разрывов».
Пристрелка - исключительно важный и ответственный этап артиллерийской стрельбы. Ведь предшествующая стрельбе подготовка исходных данных неизбежно сопровождается ошибками. Их будет меньше в том случае, когда есть возможность провести подготовку максимально полнее и тщательнее. Но доверяться целиком только подготовленным исходным данным и открывать сразу огонь на поражение цели нельзя. Пристрелка помогает выявить ошибки подготовки и корректировать их.
... В этом учебном заведении академический час кажется совсем коротким: так интересно и увлекательно проходят здесь уроки. Но вот раздается звонок. С сожалением покидают класс курсанты...
Раскрыты двери учебных классов, кабинетов физики, химии, связи, классов материальной части, боеприпасов. В широких и длинных, кажущихся бесконечными коридорах загудели сотни голосов. На десяток минут курсанты расстались с колбами и ретортами, с телефонами и радиоаппаратами, с учебником тригонометрии и циркулем, с угломерными и оптическими приборами, с разобранными частями орудийных систем.
На десяток минут опустели комнаты, похожие на интереснейшие артиллерийские музеи. Здесь можно увидеть красочное изображение праотцев сегодняшних дальнобойных орудий - метательных машин - баллисты, катапульты, громивших более двух тысяч лет назад персидский город - крепость Галикарнас. Можно ознакомиться с устройством пушек, действовавших в годы мировой войны. Изучать сложнейшие механизмы современных орудий, богатейшие коллекции боеприпасов - от примитивного ядра до современных снарядов - зажигательных, осветительных, бронебойных, последних образцов, различные системы взрывателей, образцы дистанционных трубок... Через десять минут курсанты вернутся ко всем этим увлекательным вещам. А пока в коридоре, в курительной комнате, на лестнице продолжаются горячие обсуждения каждого произведенного «выстрела», беспощадно критикуется каждая поданная команда.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.