Художник Федор Антонов

Л Варшавский| опубликовано в номере №258, июнь 1934
  • В закладки
  • Вставить в блог

В мае этого года на общественном просмотре выставки советского искусства, отправляемой в Филадельфию, исключительным вниманием пользовались картины Ф. В. Антонова «Доярка» и «Материнство». Эти два жанровых портрета привлекали своей глубокой жизненностью и искренностью.

Кто не помнит большого полотна Антонова «Любовь», картины, имевшей вполне заслуженный успех на выставке пятнадцатилетия советского искусства в прошлом году. Взяв эту сложнейшую тему, трудность трактовки которой в изобразительном искусстве несомненна, художник разрешил ее необычайно чутко и психологически верно. Ни тени вульгарности, ни малейшей театрализации, что обычно встречается в полотнах на эту тему. Но этим определяется творческое отношение художника и не только к своим персонажам, которых он старается показать наиболее реально, но и к самой жизни.

Антонов - художник дейнековской школы. Он пишет так же широко, декоративно, несколько плакатно как его учитель Дейнека. Так же лаконичен и меток в живописи рисунка. Его типаж определен - это молодежь. Взгляните на его наиболее известные произведения: «Выходной день», «Футбол», картины, посвященные совхозу «Чаква», многочисленно плакаты, - и вы сразу обратите внимание на то, что самому старшему из его героев едва ли тридцать лет.

Творческий путь Антонова шел зигзагообразно. К реализму он подошел Не сразу, пройдя этапы формалистических исканий, очутившись в тупике, как и многие формалисты, совершенно отрицавшие тематику.

Это было десять лет назад. 19 - летним юношей, работая в живописной мастерской Архипова, Антонов мечтает о том, как бы совершенно порвать с живописью. «Конев; живописи», уход от живописи в производство стал лозунгом для некоторых живописцев - «леваков». Антонов бросает живопись и переходит на текстильный факультет. Но и здесь он обнаруживает свою талантливость.

Его рисунки к тканям выявляют в нем живописца, декоратора - орнаменталиста. Первая премия на международной выставке технического рисунка 1927 г. в Италии присуждается Антонову. Работая на текстильных и обойных фабриках, художник увлекается прикладным искусством. Казалось, что Антонов бесповоротно отдал себя этому искусству.

Но гигантское строительство, перекроившее всю карту страны социализма, новый человек, новый быт вызывают в молодом художнике новые настроении.

Антонов занят пересмотром своего творческого пути. Он возвращается к живописи, но уже с новой силой, новыми мыслями, новой тематикой и стремлением к подлинному реализму. Его поездки в совхозы еще более определяют то русло, по которому пойдет его творчество.

Монументалист по преимуществу, Антонов вступает в ту группу живописцев, которая занята оформлением новых строений. Вместе с Дейнекой и другими он создает огромные полотна - панно для фабрики - кухни, здания Наркомзема и др. Здесь находит он широчайший простор для своих замыслов, собирая материал, создавая большое количество карандашных эскизов, воплощая их в большую и стройную композицию.

Мастерская Антонова не замыкается четырьмя стенами его маленькой комнатки, свой мольберт он переносит к просторные залы фабрики - кухни, рабочих клубов, на широкие советские колхозные поля и площади новых, социалистических городов. Здесь он пишет свои полотна и изучает жизнь, которая дает ему не только новые мотивы, но и новую манеру видеть и понимать.

Этот метод формирует и самый стиль мастера, цель которого - в простых живых и правдивых красках рассказать о жизни молодой, бодрой, ликующей.

Для такого творческого «непоседы», как художник Антонов, с его пытливостью, стремлением к совершенствованию, верностью и глубиной наблюдения, это только первый этап, за которым, несомненно, последуют и другие по пути к завоеванию высот живописного мастерства.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого  российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о  Надежде фон Мекк   – женщине, видевшей смысл своего существования  в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.



Виджет Архива Смены