- Объясните мне, вот вы, человек из Москвы, откуда такая несправедливость к нам, австрийским социал - демократам? Уж мы ли не левые!? Вы ж знаете, что нас за левизну поносят социал - демократы германские. И в то же время нас заушают коммунисты. Я не говорю уже про наших, австрийских коммунистов. Это вообще люди отвратительные (тут лицо его изобразило подлинное озлобление). Но и ваши, московские коммунисты, которых мы ли не уважаем!...
Что мне было ответить?
- Дорогой господин оберпрезидент, - сказал я, памятуя напутствия берлинского квартировладельца о том, что нет народа, который более любил бы титуловаться чем венские бюргеры. Господин оберпрезидент, есть такая материя, которая называется «шанжан». Посмотришь справа - она синяя. Посмотришь слева - желтая. Иди, определи, какой ее истинный цвет.
На этом политическая часть разговора оборвался.
В детских домах было стерилизовано все, вплоть до атмосферы и персонала. Посетителям надевают на ноги туфли, как в музейных дворцах, чтоб не занести пылинки. Комнаты напоминали лаборатории дискутирующих педагогических кружков. В одной комнате дети орудовали только монтессориевскими разноцветными обрубочками. В других - детей воспитывали на рисунке и игрушке. В третьих - они играли только предметами обихода: кофейниками, печечками, вешалками.
Стены главной залы были изрисованы ярмарочными и карнавальными сценами. То было творчество самих ребят.
Я спросил спутника:
- А где их стенгазета? Голос спутника сразу посерел.
- Мы этой системе не сочувствуем. Газета - не детское дело.
Он искренно думал, что облагодетельствовал пролетарских детей, помещая их в эти изоляторы и строя ям прекрасные, нужно отдать справедливость, водяные площадки, мелкие бассейны проточной воды, где без риска утонуть полощутся в летнюю жару сотни малышей.
Потом мы зашли в зал рабочего клуба, где вчера только была вечеринка.
В виде бордюра в комнате шли громадные карикатуры. Женщина в кресле с полумесяцем на голове, бородач в чалме, тетка с глобусом вместо головы. Меня заинтересовало:
- Расскажите политический смысл этих карикатур. Небось это высмеяны фашистские главари? Профсоюзные чиновники? Муниципальные тунеядцы?
- Нет, - сказал спутник, - это карикатуры на мифологические сюжеты. Вот Диана, там Зевс, дальше Земля. Когда рабочий веселится, он хочет отдохнуть от политики.
Меня подвезли к дому - великану. Громадные полукруглые арки просекали «низу его безрадостное туловище, заляпанное однообразием окон. Подходы к дому замыкали решетки гауптвахтного типа.
- Это сделали мы, - сказал рядом довольный голос; - Это образцовый дом для рабочих. Дом им. Карла Маркса.
И он очень подчеркнул олова «Карла Маркса». как бы ожидая, что вот наконец - то я его похвалю за полноту политического смысла.
В конце этого дома был музей, показывающий, как дом устроен и как с наименьшими затратами организовать уютное жилье. Я предпочел посмотреть рядовую квартиру.
На одной из моих лекций меня познакомили с беспартийной безработной девушкой, которая жила в этом доме с матерью и согласилась показать комнату. Но за день до осмотра девушка позвонила и сказала, что просит не заходить.
- Мы слишком бедно живем, - сказала она. - Матери будет неприятно показать такое жилье иностранцу.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.