Мимо завода, по развороченному Шлиссельбургскому тракту (тротуары пошли на топливо) маршировали отряды всеобуча.
Девушки Невского завода раздобывали марлю и учились делать перевязки и провожали ребят на фронты:
на Юденича - Храповицкого, Журова, на польский - Ежова, Некрасова, Маслова, а Васька Захаров был послан с продотрядом под Симбирск и там грузил для завода хлеб и организовывал комбеды.
Его судьба была типичной судьбой комсомольского активиста той эпохи. Вернувшись в Питер, он едва успел помыться в бане. Его отправили за углем на Украину, а потом мобилизовали на фронт, а второго октября 1920 г. завшивевший, в драной шинельке он сидел в переполненном зале на Малой Дмитровке в Москве и слушал речь Ленина, и внес предложение о посылке одежды ребятам на фронт.
После III съезда Цекамол командирует его в Баку. Письма из Питера не доходят до Захарова. Его уже перебросили на работу в Бухару, а потом в Ташкент, а письма не доходят, и он не знает, что Володя Ежов ранен легионерской пулей, а Коля Бахвалок заслужил орден Красного знамени на льду под Кронштадтом.
Каменщики сидели, стуча молотками, посреди шоссе. Свежеобструганные доски ложились заплатами на дырявый тротуар.
Безмолвный Невский завод медленно подымал к небу первый столб дыма.
Младшие братишки тех, кто опоясывался пулеметными лентами, шныряли в пустых цехах наполовину законсервированного завода. В карманах у них торчали сверла, резцы, ключи. Они снимали части станков и, пыхтя, тащили из цеха.
Они начинали жизнь не в аду котельной мастерской, а на школьной скамье. В 1921 г. революция могла дать им только восьмушку хлеба и кусок селедки. Всё остальное - инструменты, книги, дрова - нужно было раздобыть самим.
Первые серьезные бои пришлось вести не с юнкерами и генералами, а с баптистами, захватившими помещение бывшего кино «Комик». Комсомольцы вытурили их оттуда, как старшие братья вытурили торговца Сорокина из его лавки.
Но вместо склада оружия комсомол организовал теперь клуб.
Уже не к тревожным, сквозь вьюгу, свисткам прислушивались комсомольцы.
Их заставлял настораживаться бархатный звон церкви «скорбящей божьей матери».
Не винтовки и не лопаты хватали они, а театральные бороды, рыжие лохматые парики и картонные кресты, чтобы с блеском разыграть антирелигиозную пьеску в переполненном молодежью клубе.
Индус - факир превращал обыкновенную воду в красное вино и тут же разоблачал сие «чудо» я самого себя, так как это был вовсе не индус и не факир, а курносый Лешка из ФЗУ. И этот факир призывал публику не верить поповским «чудесам», а изучать химию.
Но пока он произносил речь, в дверях клуба накапливались развязные молодые люди. Они гоготали и выплевывали цыгарки прямо в лицо посетителям. И чуть крик - сразу хватались за финки.
Комсомольцы, выращенные ФЗУ, воспитывались в борьбе с мракобесами и хулиганами. Их окружали гнилые туманы нэпа. Сын торговца продевал розу в петлицу новенького пиджака. На шоссе открывались лавки и пивные.
Они многого не понимали. Завод был едва запружен, и часто квалифицированных ребят переводила со станков на черную работу.
Потом умер Владимир Ильич Ленин в январский день двадцать четвертого года.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.