Трам - это театр радостной молодости.
- Танец - рассказ - музыка.
- Техника - разум - мускулы.
- Таран, разящий мещанство.
- Торжествуй рабочих мировоззрение.
- Театр растущих мастеров».
Это выдержка из стенгазеты «Трамплин». В стенгазете коллектив также проявляет свою творческую инициативу. Газета читается с начала до конца без малейшей скуки. Серьезная статья об искусстве на Западе и едкие эпиграммы на ребят, специальный дискуссионный листок по вопросам искусства и фельетон, разбор постановки и басня на трамовские темы, стихи на смерть комсомольского журналиста Тома, статья о выставке «Художники за 15 лет», конкурс на песню и «марш трамовцев» и неожиданно в углу:
«Анонс!
На одном из ближайших «лучезарников» выступит джаз - банд «прожигателей жизни». В джаз - банде участвуют: 1) Конгломерат Сатирыч. Эпиграмма, 2) Абракадабр Парода - Народный, 3) Генерал Фикус - Пупий, 4) Аналой Протоплазма».
У дяди Васи скуластое лицо, спокойные серые глаза и маленький значок трамовца. У него, собственно говоря, есть и фамилия - Никуличев и отчество, но все ребята зовут его просто дядя Вася.
Дядя Вася - художественный и политический руководитель Трама. У него есть чему поучиться многим партприкрепленным к комсомолу. Он сумел внушить ребятам большую любовь к искусству, к театру, к Траму. В самые трудные минуты жизни коллектива дядя Вася сумел удержать вокруг себя ребят, зажечь их своим воодушевлением. Дружной творческой атмосферой в коллективе ребята во многом обязаны товарищу Никуличеву.
О кружке обычно у нас вспоминают, когда угрожающе надвигается какая - нибудь кампания. Тогда слетает с руководящих уст магическое слово «обслужить» и начинается бешеное и бестолковое «фукцирование» кружка.
В Траме электриков учеба идет систематически. Все трамовцы работают 8 часов на производстве, и тем не менее почти каждый день они в коллективе. Занятия по биомеханике, технике речи, музыкальной грамоте, гриму. Проводятся репетиции, беседы о виденных постановках, о путях развития того или иного театра. Один прочел «10 лет на театре» Радлова, другой изучает древнегреческий театр. Все это вызывает споры и дискуссии. Может быть здесь и начинается стирание граней между трудом физическим и умственным.
В репертуаре Трама сейчас «Ножи» Катаева, «На Западе бой» Вишневского (отрывки) и «Свадьба» Зощенко. Сейчас Трам работает над «Путем» Колосова, «Фантазией» Козьмы Пруткова и собирает материалы для большого «электроспектакля». Режиссеры Трама Каплан и Плучек - работники театра Мейерхольда, и влияние мейерхольдовской школы чувствуется на работах трамовцев. Они умеют двигаться, у них четкий жест, интересные мизансцены. Спектакли идут в хорошем, быстром темпе. Но все это не должно заслонять от ребят одну из центральных проблем театра - культуру слова, и над этим им нужно особенно поработать.
Еще рано говорить о каких - то своих путях Трама электриков, о своем стиле работ. Трамовский коллектив еще очень молод и только начинает определяться. Но у ребят огромное желание учиться, расти, завоевать культуру театра. Это здоровый, веселый молодежный коллектив, с энтузиазмом строящий свой театр, и комсомол должен помочь его росту.
Старый музыкальный деятель, проф. Протопопов однажды попал к трамовцам. С тех пор его часто можно видеть на их спектаклях. Он проходит своей стариковской, отяжелевшей походкой и усаживается впереди. Он хочет видеть радостную молодость класса, строящего свою культуру.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.