Идет весна, близится старт многомиллионного летнего похода пролетарских туристов. С рюкзаком за спиной, с песней разбредутся они по далям Советского союза. По колеям степных и лесных дорог, по извилинам горных тропок, по заводям и порогам рек, тю тихой глади озер двинется пешком и верхом, на велосипеде и на шлюпках мирная рабочая армия. Спокойный ритм далеких переходов и горький дымок лагерных костров вытравят усталость после трудовой зимы. Пряный дух лесных зарослей, свежий воздух горных вершин, жаркое солнце вдохнут новые силы, новую бодрость, волю к повой борьбе и новым победам.
Но рабочие - туристы пойдут в поход не только за здоровьем и отдыхом. Отдыхая и набираясь новых сил, миллионы туристов совершат огромную и нужную вашей стране и им самим работу.
В далекой сибирской тайге, в золотоносных хребтах Якутии, в неприступных горных узлах Памира и Таджикистана, в озерных далях Карелии - много мест, еще не нанесенных на карту. Течения рек, извилины морских берегов, отроги гор зачастую лишь наугад очерчены на кальке рукой топографа.
Рабочие туристы пойдут на штурм белых пятен на карте нашего Союза.
Найдется для туриста работа и там, где каждая складка местности, каждая излучина реки, каждый холм тщательно и точно уже занесены на карту. Огромные части нашей территории, подробно изученные географически, все еще на геологической карте обозначены белым пятном.
Недра, богатейшие недра нашей земли, скрытые я ревниво оберегаемые природой неисчерпаемые сырьевые ресурсы социалистической стройки, нетерпеливо ждут, чтобы пытливый глаз их обнаружил, чтобы неукротимая человеческая воля вырвала их из дремотного плена земных пластов.
призвала к жизни, бросила в горны домен, в плавильни заводов.
На каждом предприятии, в цехах и на производственных совещаниях ведется речь о запасах и качестве сырья, бьются над вопросами своевременного сырьевого снабжения. В чем нужда и чего не хватает, - это знает каждый рабочий. Где искать, в каких уголках Союза притаилось нужное сырье, - об этом он узнает в тресте, объединении, научно - исследовательском институте.
И тысячи пролетарских туристов, собираясь в поход, уложат в рюкзак рядом с банкой консервов и сменой белья геологический молоток, промывательный ковш и геологическую карту обследуемого района.
Мы знаем, - пятилетка преобразила лик советской земли. Пыльное марево азиатских степей прорезано четкостью домен и заводских труб, плотинами электростанций задержаны течения рек, тракторами стерты межи крестьянских полей, в пустынной тундре, в далеких горных аулах впервые слышится голос учителя, впервые мелькает белый халат врача, в кочевых юртах и чумах умолкли властный окрик бая и кликушеские завывания шаманов.
Рабочий, вершитель пятилетки, дравшийся за ее выполнение у себя на заводе, не может не использовать свой туристский отдых для ознакомления с результатами пятилетки в тех местностях, где он будет разбивать свою палатку и разводить костер. И у этик лагерных костров туристы - рабочие крупных промышленных центров - встретятся с колхозниками и кочевниками далеких окраин, должны будут дать ответ на тысячи недоуменных вопросов, сомнений, жалоб.
Пролетарские туристы также не забудут, что близок быть может день, когда им придется стоять лагерем где - нибудь на окраине советской земли, держа в руках не альпеншток, а винтовку. Они используют поэтому свой поход для военной учебы, для того, чтобы овладеть искусством ориентироваться в незнакомой местности, делать кроки маршрутов, держать между собой связь.
Задачи пролетарского туристского движения - большие и важные, их должен продумать каждый рабочий - турист, готовясь к летнему походу за отдыхом и здоровьем.
Не нужно стремиться охватить непременно все задачи. Это под силу только большим, хорошо организованным комплексным экспедициям, образцом и примером которых может служить комплексная таджикистанская экспедиция ОПТЭ под руководством Н. В. Крыленко, последовательные этапы которой описаны в его книге «Узел Гармо». Достаточно, если удастся в хорошо продуманном маршруте разрешить одну или две из этих проблем.
Для примера мы расскажем читателю об интересном опыте самостоятельной туристской экспедиции в район Алма - Ата рабочих московского завода «Каучук» летом 1932 г.
Каучук - важнейшее промышленное сырье - до сих пор импортируется нами из - за границы. Каучук, это - шины для автомобилей и аэропланов, это - оболочка дирижабля. Каучук, это - резина, эбонит, калоши и непромокаемая обувь, пожарные рукава и электрическая изоляция. Почти нет такой отрасли промышленности, которая не нуждалась бы в каучуке. С индустриализацией страны, с развитием автомобильной промышленности наша потребность в каучуке стремительно растет.
Борьба за каучуковую независимость становится для нас важнейшей проблемой.
Большую роль в этой борьбе играет наряду с работами по изобретению искусственного (синтетического) каучука (а производство его у нас уже налажено в заводских масштабах) отыскание новых, неизвестных до сих пор, каучуконосов, т.е. растений с богатым содержанием каучука.
Обследование флоры района Алма - Аты на каучуконосность и было целью экспедиции пролетарских туристов завода «Каучук».
Июньским вечером на станции Алма - Ата выгрузилась небольшая группа туристов - 6 мужчин и 2 женщины. От станции до города - 14 км. Решили заночевать у станции. Еще неопытными руками раскинули палатки, развели костер, стали ужинать. Звездный полог раскинулся над лагерем, из песчаной степи доносился стрекот цикад. Каждый из туристов думал о своем. Начальник группы, вулканизатор Василий Иванович Мельников, бывалый турист, прикидывал снова вое детали будущего похода, романтическая Лола Конина, токарь по. металлу, мечтала об опасных встречах с басмачами и змеями, заводской поэт. прессовщик Крылов, искал рифмы к слову «каучуконос». Впрочем каучуконосам принадлежали мысли и остальных участников группы - и солидного поммастера Шилкина, и монтажника Корнилова, и маркировщицы рукавного цеха Мельниковой.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.