Вопрос о характере советской лирики, о «различии» между лирикой и публицистикой волнует поэтическую молодежь.
Поэт Дмитрий Кедрин работает над циклом лирических стихотворений, отображающих быт рабочей молодежи.
Несколько его стихотворений были напечатаны в «Смене» (см. № 15 за 1932 г., № 1 - 2 за 1933 г.).
На собрании творческого коллектива «Смены» были подробно разобраны достижения и недостатки творческих опытов Кедрина.
В обсуждении живейшее участие приняла поэтесса Вера Инбер. Мы печатаем обработанную стенограмму ее выступления.
Говоря о лирике вообще, мы должны прежде всего уяснить себе, что такое «чистая лирика» и какие к ней иногда примешиваются «нечистые» струи.
Давая определение лирике, Белинский сказал, что лирическое стихотворение - это такое, которое углубляет наш опыт, в отличие от стихотворения эпического, распространяющего опыт в ширину. Определение это страдает схематизмом, но в основном оно ориентирует правильно.
Предметом лирической поэзии всегда были личные, вглубь уходящие переживания поэта.
Главной особенностью старинной лирики было ее пренебрежение к быту как к чему - то низменному, недостойному подлинной поэзии. Даже у Пушкина с его сравнительно широким введением быта в поэзию наблюдается в иных случаях «антибытовая» тенденция. Возьмем хотя бы известное пушкинское стихотворение:
«Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты».
Что можно сказать о женщине, к которой обращены эти строки? Можно сказать только то, что она совершенно бесплотна. Трудно представить себе, чтобы она ходила по земле земными ногами, обутыми в земные башмаки. И однако у нас имеются сведения, что стихотворение это было написано после того, как Пушкин подсмотрел Анну Керн во время купанья. Глубоко бытовой факт. Но от быта у Пушкина не сохранилось ни следа. Больше того - Керн как бы окончательно утратила то самое тело, которым Пушкин любовался в щель купальни.
Вторжение быта в лирику было первой «нечистой» струей.
Особенно ощутимо быт вторгался в лирику акмеистов. Анна Ахматова например в стихах о любви передает мельчайшие бытовые подробности:
«Я сошла с ума, о мальчик странный,
В среду, в три часа».
Вероятно мне не придется долго доказывать, что то или иное отображение быта всегда имеет совершенно определенную классовую окраску. Освещение, даваемое поэтом бытовому факту, свидетельствует о том, к какому классу принадлежит сам поэт и для кого он пишет.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.