О «чистой лирик» и о стихах Кедрина

опубликовано в номере №241-242, март 1933
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вопрос о характере советской лирики, о «различии» между лирикой и публицистикой волнует поэтическую молодежь.

Поэт Дмитрий Кедрин работает над циклом лирических стихотворений, отображающих быт рабочей молодежи.

Несколько его стихотворений были напечатаны в «Смене» (см. № 15 за 1932 г., № 1 - 2 за 1933 г.).

На собрании творческого коллектива «Смены» были подробно разобраны достижения и недостатки творческих опытов Кедрина.

В обсуждении живейшее участие приняла поэтесса Вера Инбер. Мы печатаем обработанную стенограмму ее выступления.

Вера Инбер

Говоря о лирике вообще, мы должны прежде всего уяснить себе, что такое «чистая лирика» и какие к ней иногда примешиваются «нечистые» струи.

Давая определение лирике, Белинский сказал, что лирическое стихотворение - это такое, которое углубляет наш опыт, в отличие от стихотворения эпического, распространяющего опыт в ширину. Определение это страдает схематизмом, но в основном оно ориентирует правильно.

Предметом лирической поэзии всегда были личные, вглубь уходящие переживания поэта.

Главной особенностью старинной лирики было ее пренебрежение к быту как к чему - то низменному, недостойному подлинной поэзии. Даже у Пушкина с его сравнительно широким введением быта в поэзию наблюдается в иных случаях «антибытовая» тенденция. Возьмем хотя бы известное пушкинское стихотворение:

«Я помню чудное мгновенье,

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты».

Что можно сказать о женщине, к которой обращены эти строки? Можно сказать только то, что она совершенно бесплотна. Трудно представить себе, чтобы она ходила по земле земными ногами, обутыми в земные башмаки. И однако у нас имеются сведения, что стихотворение это было написано после того, как Пушкин подсмотрел Анну Керн во время купанья. Глубоко бытовой факт. Но от быта у Пушкина не сохранилось ни следа. Больше того - Керн как бы окончательно утратила то самое тело, которым Пушкин любовался в щель купальни.

Вторжение быта в лирику было первой «нечистой» струей.

Особенно ощутимо быт вторгался в лирику акмеистов. Анна Ахматова например в стихах о любви передает мельчайшие бытовые подробности:

«Я сошла с ума, о мальчик странный,

В среду, в три часа».

Вероятно мне не придется долго доказывать, что то или иное отображение быта всегда имеет совершенно определенную классовую окраску. Освещение, даваемое поэтом бытовому факту, свидетельствует о том, к какому классу принадлежит сам поэт и для кого он пишет.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены