«... В театре, переполненном публикой, было душно. Бенефициант играл неважно, пьеса шла вяло, публика чуть не засыпала. Вдруг за кулисами раздался молодой, полный жизни голос Полиника:
Как электрическая искра пробежала по залу: после усыпительной монотонной игры этот голос поразит тех... Взошла новая звезда на горизонте московского театра. Это был Павел Мочалов».
«... Толпа, как зверь голодный, выла,
То проклинала, то любила,
Всесильно властвовал над ней
Могучий, грозный чародей».
Таким в памяти современников сохранился образ замечательного русского актера Павла Мочалова...
Гениальный актёр Павел Мочалов в историю русского театра вошёл как неудовлетворенный страдалец в жизни и вдохновенный творец на сцене. Гордая и независимая душа, сильная в своём одиночестве, но застенчивая и мало приспособленная к закулисным интригам. Создатель русской трагедии, нашедший в себе «тоску Гамлета, отчаянье Ричарда, ревность Отелло», развившийся самобытно и стоявший вдали от кулис.
Далеко не все современники поняли внутренний мир Мочалова - мир глубоких страстей и страданий - и создали легенду об игравшем спустя рукава актёре «слепой стихии», лишенном театрального мастерства. Вот почему в печальную повесть безрадостной жизни актера вошел отзыв О. Т. Аксакова о том, что «Мочалов был не довольно умен, не получил никакого образования, никогда не был в хорошем обществе, дичился и бегал его».
Как этот отзыв расходится с действительностью! Болезненно чуткий к непрерывным уколам оскорблённого самолюбия, Мочалов не выносил барских подачек и резко сторонился меценатов и менторов. Страстная и кипучая актёрская натура не подчинялась чиновной дисциплине и стремилась сохранить свою независимость. Постоянно страдая от уязвленной гордости, он часто не видел выхода. И искал его в вине.
Мочалов умер, сожжённый не вином, а душевным огнём, умер неестественной смертью, и ему нельзя было умереть иначе, когда так умирали гении его времени. И если великий Пушкин умирал от пули, Белинский - от туберкулёза, мог ли Мочалов составить исключение?.. Я. Кович
Военная гроза надвигалась на Россию. Шведские войска летом 1788 года перешли границу и напали на крепость Нейшлот. Страна спешно собирала боевые резервы.
Воспитанник Морского кадетского корпуса гардемарин Иван Крузенштерн досрочно был выпущен «за мичмана» и назначен на корабль «Мстислав». Боевое крещение он получил в Гогландском сражении и Выборгской битве.
- Хотите пойти со мной в кругосветное плавание? - неожиданно после жаркой баталии спросил Крузенштерна командир «Мстислава» капитан Муловский.
- А что это такое? - наивно ответил мичман.
Муловский подробно рассказал юноше о подготовке первой русской экспедиции вокруг света. Далёкий путь к русским колониям пролегал тогда по безлюдным пустыням Сибири. Экспедиция должна была открыть морскую дорогу на Дальний Восток.
Юный мичман пришёл в восторг от новой идеи. Кругосветное плавание стало его заветной мечтой. Но в Эстландском бою погиб храбрый Муловский. Экспедиция была отложена на неопределённое время.
... Двенадцать лучших флотских офицеров после войны поехали в Англию совершенствоваться в «морских науках». Среди них был Иван Крузенштерн. После шести лет плавания на английских военных судах Крузенштерн вернулся домой опытным мореплавателем.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.