Энгельс у себя дома

опубликовано в номере №444, ноябрь 1945
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мы помещаем впервые публикуемые на русском языке воспоминания Эдуарда Эвеллинга, мужа дочери Карла Маркса - Элеоноры, об одном из основоположников коммунизма - Фридрихе Энгельсе. Э. Эвеллинг, принадлежавший к числу английских социалистов, был частым посетителем дома 122 на Риджентс-парк-Род, где жил Фридрих Энгельс, и близко знал его. Статья написана в 1895 году, вскоре после смерти Энгельса.

Статья Эдуарда Эвеллинга войдёт в сборник «Воспоминания об Энгельсе», выпускаемый издательством «Молодая гвардия».

В социалистических и других газетах всего мира уже писалось о жизни и произведениях великого социалиста, который недавно умер. В этой статье я расскажу кое-что о жизни в доме Энгельса.

Фридрих Энгельс был около 6 футов ростом. До своей последней болезни он отличался военной выправкой. Он легко нёс бремя своих семидесяти с лишком лет. Его военная осанка, его быстрая, лёгкая походка как нельзя более соответствовали прозвищу «Генерал», под которым он был известен в кругу своих близких друзой.

Действительное происхождение этого прозвища связано с замечательными корреспонденциями Энгельса в «Пелл-Мелл газетт» во время франко-прусской войны 1870 года.

Эти статьи обнаружили такое знание военного искусства, что все приписывали их авторство какому-либо большому знатоку военного дела. Так оно и было в действительности. Но этим большим знатоком военных вопросов оказался... социалист.

Впоследствии прозвище «Генерал» приобрело и более глубокое значение, когда после смерти «главнокомандующего» - Маркса - армию социалистов в борьбе с капитализмом возглавил Энгельс.

II

Тот, кто хоть раз присутствовал на замечательных встречах по воскресеньям на Риджентс-парк-Род, 122, никогда их не забудет.

Елена Денут, друг Маркса и его жены, а также и Энгельса, была ещё в живых и выполняла роль его экономки и верного советника не только в вопросах повседневной жизни, но и в политических вопросах. Благодаря своей проницательности и здравому смыслу, своей кристальной честности, своему знанию людей и вещей она была помощником таких двух гигантов, как Маркс и Энгельс.

Воскресенья в доме Энгельса, пожалуй, напоминали вавилонское столпотворение. Не только члены семьи Маркса бывали в эти дни у Энгельса: социалисты всех стран сделали из Риджентс-парк-Род, 122, свою Мекку.

Энгельс мог беседовать с каждым из них на его родном языке. Как и Маркс, он в совершенстве говорил и писал по-немецки, по-французски и по-английски; почти так же превосходно он владел итальянским, испанским и датским. Кроме того он мог читать и изъясняться по-русски, по-польски и по-румынски, не говоря уже о таких «пустяках», как латинский и греческий.

Ежедневно с каждой почтой он получал газеты и письма на всех европейских языках. Можно поражаться тому, как при его занятости работой он находил время, чтобы просматривать их, содержать в порядке и запоминать их основное содержание. Когда какое-либо из произведений Энгельса или Маркса переводилось на тот или иной иностранный язык, переводчики всегда посылали Энгельсу текст перевода для просмотра и исправления. И кто же осмелится отрицать научную ценность френология после того, как некий френолог в Ярмуте, изучив выпуклости головы Энгельса, заявил, к величайшему удовольствию его спутников, что «у него нет способностей к изучению языков...»!

Фридрих Энгельс был воплощением гостеприимства. В будни, если не приходил кто-либо из нас повидать его, позавракать или пообедать с ним, он жил чрезвычайно скромно. Зато по воскресеньям радостно было наблюдать, какое огромное наслаждение он испытывал в кругу своих друзей, когда он мог доставить им удовольствие, угостив их лучшим, что у него было.

Список лиц, которым всегда были рады на Риджентс-парк-Род, 122, является как бы квинт-эссенцией всего социалистического движения. В этой статье я приведу лишь имена тех людей, которых я лично встречал у Энгельса за последние двенадцать лет, когда мне выпала высокая честь быть одним из наиболее частых посетителей этого дома.

Из немцев назову Вильгельма Либкнехта, самого старого друга Маркса и Энгельса в Германии, «старого солдата революции», как называют его немцы, «Лайбрери» («библиотека») - как обычно называли его в семье Маркса; это добрейший, добродушнейший человек, самый весёлый товарищ. Далее - Август Бебель, великолепный тактик, борец и оратор, а также прямой, искренний, надёжный Пауль Зингер.

Из французов бывали у Энгельса, когда они приезжали в Англию, дети Женни Понге, старшей дочери Маркса, умершей за два месяца до смерти своего отца в 1883 году. Бывал также Шарль Бонье, когда он оказывался в Лондоне... Два активных члена Рабочей партии - Делеклюз из Калэ и Руссель из Парижа - навещали Энгельса, когда приезжали на майские демонстрации.

Нередко посещал Энгельса русский Степняк, а Вера Засулич с момента её приезда в Англию была одним из тех постоянных посетителей дома на Риджентс-парк-Род, которые не нуждались в специальных приглашениях. Георгий Плеханов, её верный друг и товарищ по работе, один из способнейших теоретиков и остроумнейших людей в партии, которого анархисты боятся, пожалуй, больше, чем любого из современных писателей, разумеется, постоянно бывал у Энгельса во время своего краткого пребывания в Англии...

Из англичан желанным гостем был Вильям Торн... Энгельс был также высокого мнения о Джонс Вернее, который не мог так часто навещать его...

Разумеется, здесь нет надобности подробно упоминать о таких лицах, как дочери Маркса, и об их мужьях - Поле Лафарге и авторе этой статьи; затем о Сэме Муре, старом испытанном и надёжном друге обоих авторов «Манифеста коммунистической партии».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены