Корни родной земли

Л Гутман| опубликовано в номере №444, ноябрь 1945
  • В закладки
  • Вставить в блог

Люди, когда-либо проходившие по Красной площади Москвы или же видевшие её в кино либо на фотографических снимках, легко вспомнят в центре Кремлёвской стены, за мавзолеем, мемориальную доску, на которой изображена увенчанная знамёнами символическая фигура Революция, простирающая пальмовую ветвь мира... Это мемориальная доска борцам Октябрьской революции, чью память свято чтит советский человек. Но немногие знают, что автор этой доски - замечательный русский скульптор Сергей Тимофеевич Коненков.

Впервые мне довелось его увидеть именно здесь, на Красной площади, в день открытия мемориальной доски. Доску открывал Владимир Ильич Ленин. Было это 7 ноября 1918 года.

Помню свинцовое небо. С утра моросило. Ветер. Я стоял на месте, где теперь мавзолей, и хорошо видел Ленина. Совсем близко. И пасмурный день, праздничный день первой Октябрьской годовщины, казался мне особенно светлым.

Но кто это рядом с Владимиром Ильичом? С улыбающимся лицом, с просветлёнными глазами?..

Презрительно взглянув на меня, какой-то длинноволосый человек, вероятно, молодой художник, сквозь зубы процедил:

- Знать надо, молодые люди, своих мастеров, чтоб одних низвергать из кумиров, а других возносить на их место. Всмотритесь хорошенько и зарубите в памяти. Это скульптор Коненков, Сергей Коненков...

Встречал я Коненкова и позднее. Несколько раз. Но, должен признаться, что, увидев его теперь, двадцать семь лет спустя, я вспомнил длинноволосого... Я понял, что тогда недостаточно крепко «зарубил и памяти» внешний облик Сергея Тимофеевича!. Внутренний образ коненковских произведений заслонил собою внешний вид их творца...

Сергей Тимофеевич Коненков родился в 1874 году в местах, где недавно шли горячие бои, - в Смоленской области, в Ельненском районе, в деревне Караковичи, на берегу Десны.

Он вырос в патриархальной крестьянской семье. Сквозь некогда дремучие чащи и болота Смоленщины шёл он к жизни и здесь познал необыкновенный фантастический мир древних народных преданий.

С малых лет полюбил музыку. Ни у кого не учась, овладел искусством игры на скрипке. И одновременно сжился со сказкой. Сдружился с природой и сладкой любовью привязался к лесу. Знал каждое дерево.

По окончании Рославльской прогимназии поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. На выставке выпускников он показал вполне зрелое произведение, но сделанное в гипсе, - «Камнебоец». Коненкову, формально тогда ещё ученику, предложи пи, против существовавших правил, «Камнебойцем»

участвовать на передвижной выставке. Он дебютировал на ней рядом с Репиным и Суриковым. Совет училища присудил Конзнкову заграничную поездку на год. Ему было только 23 года. Вернувшись на родину, он поступил в Академию художеств, которую окончил в 1902 году.

Из дерева он стал творить чудеса, заставляя его жить и дышать в образах создаваемых им произведений: «Сатир», «Коленопреклонённая», «Стрибог», «Старичок-полевичок», «Астра-хан» (чорт), «Паганини» и другие.

С неудержимым поклонением стихийным силам природы Коненков теперь часто обращается к мотивам народных преданий. Работает ли он над портретным образом сказительницы, над изображением ли девушки в кокошнике, над головой ли монаха, он даёт в них обобщённую сказочно-народную трактовку, таким образом даже в портретном изображении раскрывая нечто типическое. Да и самый материал - дерево - он словно обоготворяет как одно из проявлений тех же сил природы. Именно в дереве всего ярче и выявился его самобытный талант, наиболее полно сказалось его дарование.

Он крепко врос в родную землю, в почву, из которой вырывал глубокие корни, выкорчёвывал пни, срубал стволы, чтобы в них пластически выразить образы народных волнений, чаяний, гнева и радости.

Так, на Лобном месте, напротив храма Василия Блаженного, появился временный памятник из раскрашенного дерева - «Степан Разин и его товарищи». Памятник открыл В. И. Ленин после демонстрации 1 мая 1919 года. Фигуры памятника поражали своеобразием авторского подхода к ним, народностью трактовки.

Многим доводилось в те годы бывать запросто, как приходят на выставку или в клуб, у Коненкова в мастерской на Красной Пресне, где, оживая в дереве и камне, жили образы революционной героики и народной фантазии...

Но в конце 1923 года, в декабре, Коненков оставил свою мастерскую, оторвался от родной почвы и с выставкой «Русские художники» надолго уехал в Америку.

На запад, через Атлантический океан, лежал его путь - Рига, Варшава, Берлин, Париж, Соединённые Штаты - 12 тысяч километров.

С востока, из Америки, возвратился он ныне в Москву: Нью-Йорк, Сиэтле, Алеутские и Курильские острова, Аляска, Сахалин, Владивосток - 24 тысячи километров.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены