Беседа со скульптором М. Манизером
- Весной 1937 года я начал работать над серией скульптур для станции московского метрополитена «Площадь Революции». Мне предстояло воссоздать образы советских людей времён Великой Октябрьской революции и гражданской войны, а также наших современников - участников социалистического строительства - красногвардейца, солдата, партизана, пограничника, шахтёра, парашютиста и других. К их числу принадлежала и задуманная мною фигура революционного матроса - представителя того поколения балтийцев и черноморцев, которое на суше с оружием в руках утверждало советскую власть.
Образ такого матроса у меня наметился давно, и теперь мне нужна была подходящая натура. В поисках её я обратился в Военно-морское училище имени Фрунзе, находившееся поблизости от Академии художеств, где я работал. Там я нашёл то, что искал. Лепить фигуру я решил с воспитанника училища комсомольца Алексея Никитенко, внешность которого вполне отвечала сложившемуся у меня образу революционного матроса. Правда, блестящая выправка и подтянутость, свойственные воспитанникам этого училища, шли несколько вразрез с воображаемым образом, да и костюм был иным. Но это не явилось препятствием для нашей совместной работы. А аккуратность, с которой тов. Никитенко посещал мастерскую для позирования, и его заинтересованность очень содействовали её успеху.
Краткие беседы с будущим моряком в перерывах между работой дали мне возможность ближе познакомиться с Алексеем Никитенко. Вдумчивый юноша, отличник учёбы, был моряком по призванию - он твёрдо наметил свой жизненный путь и следовать ему решил неуклонно. В нём чувствовались сила, решительность, воля. Когда я смотрел на него, мне в голову невольно приходила мысль о могуществе советского государства, воспитывающего второе поколение моряков, унаследовавших от своих предшественников - революционных матросов - твёрдую волю к победе.
И мне очень приятно было сейчас узнать о встрече с героем-дальневосточником, командиром крупного военного корабля, капитаном третьего ранга Алексеем Диомидовичем Никитенко, в котором Вл. Рудный узнал моего революционного матроса...
В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.