Людвиг ван Бетховен
Огромные афиши на улицах Вены возвещали:
«7 мая 1824 года состоится большой концерт г-на Людвига ван Бетховена.
Концерт будет состоять из большой увертюры (опус 124), трех гимнов и большой симфонии».
Это была последняя, 9-я симфония Бетховена и его последнее публичное выступление.
Огромный венский театр был переполнен, но императорская ложа зияла пустотой.
Бетховен занял дирижерское место. Раздались первые величественные звуки 9-й симфонии.
...Никогда еще зал не слыхал таких оваций. Когда взрыв аплодисментов раздался в пятый раз, полиция попыталась воздействовать на публику. Виданное ли дело: двор приветствуют всего три раза, а Бетховена – пять!
Аплодисменты гремели. Бетховен невозмутимо продолжал дирижировать: великий мастер был уже совершенно глух. Наконец, капельмейстер указал ему на волнение в театре. Бетховен посмотрел на зал и поклонился совершенно спокойно.
Материальные дела Бетховена в то время были очень плохи. Этот вечер, на который он возлагал большие надежды, дал ему ничтожную сумму: венская знать не присутствовала на концерте.
Бетховен жаловался в письме к своему другу:
«Хорошее вытесняется. Аристократов больше всего манит балет. О любви к искусству нечего и говорить».
Пятьдесят лет назад в Чикаго, крупнейшем промышленном центре Соединенных штатов Америки, разыгрались кровавые события, в память о которых была установлена международная демонстрация всех трудящихся в день 1 Мая.
В майские дни 1886 года в разных городах США начались забастовки: рабочие требовали введения 8-часового рабочего дня. Вспыхнула стачка и на заводе Мак Кормика в Чикаго. 3 мая произошла стычка между рабочими и штрейкбрехерами. В подоспевший на место столкновения полицейский отряд полетели камни.
Тогда полисмены открыли огонь. Шесть рабочих было убито и много ранено.
На другой день на страницах одной рабочей газеты был напечатан боевой призыв к рабочим, знаменитый «циркуляр мести».
«Месть! Месть! Рабочие, к оружию! – начинался призыв. – Трудящийся народ, за что высказываешься ты? За рабство и голод или за свободу и хлеб? Если ты выскажешься за последнее, тогда не медли ни минуты, тогда, народ, берись за оружие! Уничтожение зверей в образе человека, беспощадное их уничтожение - таков должен быть твой лозунг!»
Воззвание было перепечатано на английском и немецком языках и распространялось в рабочих кварталах.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.