Рахметов

А Кипренский| опубликовано в номере №282, июнь 1936
  • В закладки
  • Вставить в блог

7 июля 1862, года Чернышевский был арестован и помещен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости.

Несмотря на суровость одиночного заключения в мрачном каземате великий демократ и мужественный революционер продолжал много работать. 14 декабря 1862 года он начал, а 4 апреля 1863 года уже закончил свой знаменитый роман «Что делать?»

Напечатанный в книжках некрасовского журнала «Современник», роман этот оказал огромное революционизирующее влияние на несколько поколений молодежи.

Роман горячо обсуждали на специальных собраниях. Редкая вечеринка обходилась без споров о разных вопросах, затронутых в романе. Многие из числа передовой, революционно настроенной молодежи пытались так же устроить свою жизнь, избрать ту же деятельность, что и герои «Что делать?»

Необычайное влияние романа не ограничилось, однако, современной ему эпохой: крепкие нити протягиваются от него и к нашим дням.

Н. Крупская рассказывает, что Ленин прекрасно знал «Что делать?», знал до мельчайших деталей:

Рулевой Коминтерна тов. Димитров на антифашистском вечере в Союзе писателей говорил: «Я вспоминаю: что в литературе оказало на меня особо, сильное впечатление в дни моей юности? Что повлияло на характер мой как борца? Должен сказать прямо: это была книга Чернышевского «Что делать?» Выдержка, которую я приобретал в дни своего участия в рабочем движении в Болгарии, выдержка, уверенность и стойкость до конца во время Лейпцигского суда, все это, несомненно; имеет связь с художественным произведением Чернышевского, прочитанным мною в дни юности» («Правда» от 4 марта 1935 года).

Чем же замечателен этот роман? Чем восхищают нас его герои?..

Свежим весенним ветром революции, бодростью, жизнерадостностью, верой в торжество провозглашаемых идей веет от романа. Для того чтобы написать такое произведение в заточении, нужно было обладать мужеством непреклонного борца, одушевленного беззаветной любовью к будущему, вдохновением мыслителя - политика, для которого никакие личные невзгоды не могли заслонить величия конечной цели.

Благороднейшими своими чертами Чернышевский наделил героя романа - Рахметова. Могучей, словно высеченной из скалы фигуре Рахметова обязан роман сильнейшим своим влиянием.

Среди «новых людей», изображенных в романе, Рахметов - «особенный человек». Он организатор революции. Что это значит? То, что он всецело отдает себя борьбе.

Сюжетной канвой романа является история любви Веры Павловны, Лопухова и Кирсанова. Это люди нового типа, свободные в своих отношениях от предрассудков и традиций, находящие смысл жизни в труде и общественной работе.

Когда брак Веры Павловны и Лопухова, основанный она взаимной привязанности и уважении, потерял свою силу, они как свободные люди разошлись, а Вера Павловна соединила свою судьбу с Кирсановым. Враги всего нового «поняли» это место романа так, что Чернышевский проповедует «коммунизм мужчин и женщин», «эмансипацию плоти», тогда как, по справедливому замечанию Плеханова, роман проповедывал эмансипацию (освобождение) человеческого духа, человеческого разума.

Новые люди учатся, работают, воодушевленные жаждой свободной, творческой жизни. Вера Павловна изучает медицину. Лопухов вовлекает ее в круг своих идей и интересов, давая ей читать Фурье и Фейербаха. Кроме того, они организуют на началах ассоциации швейные мастерские, хозяевами которых являются сами работницы. Они мечтают о прекрасном будущем, и эти мечты Чернышевский развертывает в грандиозные социальные картины («сны Веры Павловны»), где художественно показан утопический социализм Фурье.

«Новые люди» - не развратники. Это представители передовой молодежи, и появление их означало рост революционных настроений в России. И все же «новые люди» только мечтают о революции, но не «делают» ее.

Настоящий революционер - только Рахметов. «Он поважнее всех нас, вместе взятых», - говорит Кирсанов.

Цензурные условия не позволили Чернышевскому изобразить своего героя во весь рост. Он показывает его как бы из - под полы. Он сам говорит, что нарисовал только «абрис», только контур Рахметова.

Читателя с первого взгляда может поразить несоответствие между ролью Рахметова и местом, которое автор отводит ему в романе. Из нескольких сот страниц Рахметову посвящено едва ли несколько десятков. Вот почему сложный образ Рахметова требует сосредоточенного внимания читателя.

Роман Чернышевского в значительной мере полемический. Писатели - либералы тех лет в большом количестве изображали «лишних» людей, т.е. людей, не только не боровшихся за переустройство жизни, но отличавшихся неопределенностью общих устремлений, а часто и просто не находивших себе места в жизни. Рахметов - противоположность «лишним» людям, в частности противоположность героям Тургенева - Рудину, Лаврецкому, Рахметов - человек одной идеи - идеи революции. Его мировоззрение сложилось в ранней молодости, еще до окончания университета. Он не бродит ощупью, не ищет, к чему приложить свои силы, подобно «лишним» людям. У него твердью убеждения: «Положительное дело человек найдет лишь в том случае, если сольет свою жизнь и свои интересы с жизнью и интересами народа». Рахметов живет, неуклонно следуя своему убеждению. Он знает, куда идти, что делать.

Человек железной воли, Рахметов основательно подготовил себя к революционной деятельности. Дворянин - помещик, он заработал право участия в революции полным разрывом со средой, из которой вышел. Он распорядился своим имением в 7 тысяч десятин так, что заслужил анафему от братьев. Он странствует, набирается впечатлений, учится, занимается «чужими делами» и совершенно не думает о собственном благополучии.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены